Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. III (1910).pdf/972

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 823 —

тогда как они должны бы выражаться не только в единственном числе, но и уменьшительными и даже уничижительными именами, как, например: „мое жалкое ничтожество, мое трусливое лукавство, моя замаскированная некомпетентность, мое жалкое убожество“ и т. д. Так надлежит говорить замаскированным мошенникам, этим шипящим из темной дыры „литературного захолустного листка“ медянкам, которым нужно, наконец, воспретить их ремесло. Анонимность в литературе то же, что мошенничество в гражданских делах. „Назовись, негодяй, или молчи!“ таков должен быть лозунг. До тех же пор можно заменить недостающую подпись критика словом: „мошенник!“ — Это ремесло дает деньги, но чести не приносит. Ибо в своих нападках господин аноним это, без дальних слов, — господин подлец, и можно держать сто против одного, что тот, кто не хочет назвать себя, так и смотрит, как бы надуть публику. Лишь анонимные книги позволительно рецензировать анонимно. Вообще, с анонимностью исчезли бы 99/100 всех литературных мошенничеств. До тех же пор, пока это ремесло подвергнется проскрипции, нужно, при возникающем к тому поводе, обращаться к хозяину книжной лавочки (импрессарио, заведующему институтом анонимных рецензий) и делать непосредственно его самого ответственным за грешки его наемников, при том — обращаться к нему в таком тоне, на какой дает нам право его ремесло. Нет такой наглой лжи, которую не мог бы позволить себе анонимный рецензент: ведь он неответствен. — С своей стороны, я в такой же мере согласился бы быть хозяином игорного или публичного дома, как и такого вертепа анонимных рецензентов[1].

§ 281 bis.

Издателя-редактора следует делать самого ответственным за грехи анонимного рецензента, при том в такой мере, как если бы он сам написал такую рецензию, подобно тому как мастера считают ответственным за работу его подмастерий. При этом нужно обходиться с таким молодцом так, как заслуживает его ремесло, без дальнейших церемоний.

Анонимность — литературное мошенничество, к которому нужно обращаться с возгласом: „Если ты не желаешь, подлец, признать своим то, что говорил о других людях, то прекрати свои гнусные сплетни!“.

Анонимная рецензия имеет не более веса, чем анонимное письмо; поэтому ее следовало бы принимать с таким же недоверием, как последнее. Или, может быть, нужно принимать имя человека, берущего

  1. Вариант: заведения лжи, вранья и клеветничества.