Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. II (1910).pdf/419

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 410 —


нических особенностях“. Последнее служит подтверждением моего принципа, что интеллект, наравне с копытами и зубами, не что иное, как орудие для служения воле.


ГЛАВА XXXII[1].
О безумии.

Истинное здоровье духа заключается в совершенстве и полноте воспоминаний. Разумеется, это надо понимать не в том смысле, будто наша память должна сохранять все воспринятое. Пройденная нами часть жизненной дороги сливается во времени, как дорога путника, оглядывающегося назад, сливается в пространстве; и иногда нам трудно различить даже отдельные года, — отдельные же дни по большой части совсем неузнаваемы. Но только совершенно одинаковые и бесчисленное число раз повторявшиеся события образы которых словно покрывают друг друга, — только они, собственно говоря, так сливаются в воспоминании, что теряют свою индивидуальную физиономию; всякое же необычное или значительное событие должно воскресать в памяти, коль скоро интеллект нормален, силен и вполне здоров. — В тексте нашего изложения я определил безумие как разрыв этой нити воспоминания, которое у нормального человека равномерно тянется все дальше и дальше, хотя и убывая в полноте и отчетливости. Подтверждением этого могут служить предлагаемые ниже соображения.

Память нормального человека дает ему такую же непоколебимо-твердую уверенность в событии, которого он был свидетелем, как уверен он в своем непосредственном восприятии какой-нибудь вещи; и оттого на суде разбираемое событие признается несомненным, если человек под присягой дает о нем показание. Наоборот, малейшее подозрение в безумии свидетеля тотчас же лишает его показание всякой силы. Здесь таким образом лежит критерий, по которому душевное здоровье отличают от помешательства. Как только у меня является сомнение в том, действительно ли произошло когда-нибудь то событие, о котором я вспоминаю, — я сейчас же навлекаю этим на самого себя подозрение в безумии, — разве только я сомневаюсь, не было ли это просто во сне. Если кто-нибудь, без недоверия к моей правдивости, выражает сомнение в действительности того события, о

  1. Эта глава относится ко второй половине § 36 первого тома.