Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/265

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 262 —

двух других теорий находится истина. Ведь мы намереваемся рассматривать цвета исключительно физиологически, т. е. поскольку в них выражается известная функция глаза, тогда как предметом других теорий являются физические и химические цвета, т. е. внешние предметы, при посредстве которых возбуждаются в главе цветовые ощущения.

Моя теория опирается на одно только явление, совершающееся исключительно в глазу, именно на цвета, которые после восприятия какого-либо окрашенного тела, самопроизвольно возникают в глазу; такие цвета Гёте назвал физиологическими. Первый обратил на них внимание и отчасти изложил теорию их Бюффон[1], после него трактовал о них Уоринг Дарвин[2] и, наконец, Гаймли[3]; но наиболее полным и точным является описание их Гёте, изложенное в его сочинении „о цветах“.

Прежде чем выступить со своей теорией, я прошу читателя не иначе приступить к чтению и усвоению моей теории, как узнав на своем собственном зрении, что такое представляют собою физиологические цвета, и освоившись с ними частым созерцанием. Сделать это очень легко. Следует пришпилить к комнатной двери кусочек бумаги или шелковый лоскут, не более шести квадратных дюймов величиной, окрашенный в какой-нибудь чистый и яркий цвет, и пристально смотреть на него одну или две минуты; если затем внезапно отнять лоскут, то на его месте покажется другой цвет, совершенно отличный от прежнего. Место желтого займет фиолетовый цвет, красного — зеленый, оранжевого — синий: точно также и наоборот. Если же, как это обыкновенно бывает вначале, последующий цвет будет восприниматься не тотчас, то ответственным за это явится еще непривыкшее мышление, но ни в каком случае не глаз, который не может не отправлять своих функций. Частым повторением эксперимента можно наверное достигнуть восприятия второго цвета, при чем наиболее легко и в наиболее чистом виде он получается в том случае, если шелковый цветной лоскут наложить на оконное стекло: тогда он, будучи доступен воздействию света, наиболее сильно возбуждает глаз. Кто же пренебрежет этим советом, пусть помнит, что к изучению цветов он приступает слепым и что, читая предлагаемое сочинение, он напрасно теряет время.

Написано в Берлине
в мае 1829 года.

  1. Hist. de l’acad. de sc., 1743.
  2. „Зоономия“ Эразма Дарвина, — также в „Philos. Transact“, т. 76.
  3. „Офтальмологическая библиот.“ т. 1, д. 2.