Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/274

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 271 —

et corrupt; p. 336. Установить все это, как достоверное, ум дает возможность с помощью врожденного представления (антиципации).

Таким образом, оставив без внимания употреблявшийся до сих пор метод, обратимся к самому ощущению цвета и рассмотрим его, как физиологическое явление; этим трудом мы откроем дорогу тем, кто пожелает исследовать причины, обусловливающие данное ощущение, обсудить различные уже существующие, теории цветов, которые Гете превосходно разделил на физические и химические, или предложить какую-либо новую теорию. Всем подобным теориям излагаемая в данном сочинении послужит в качестве фундамента: она — наилучшая, остальные же — второстепенны.

§ 2.
Полная деятельность ретины.

Итак, для нас ощущение света, темноты, цвета — не что иное, как различные состояния ретины. В настоящее время все сведущие физиологи согласны между собою в том, что чувствительную способность ни в в каком случае не следует считать чисто пассивным состоянием; напротив, она представляет собою известное действие чувствительной части, возбужденной извне. Следовательно, ощущение ретины возбуждаемой светом, я также назову ее действием; это действие я называю полным, когда свет действует на нее вполне правильно, не задерживаемый никакими препятствиями. Напротив, при отсутствии всякого света, ретина впадает в бездеятельность.

Тела, которые при воздействии на них света, действуют на ретину, как самый свет — блестящи, или зеркальны. Далее: те тела, которые настолько умеряют воздействие на них света, что передают его ретине лишенным блеска и приведенным к известной равномерности, — это несомненно, белые. Подобно тому как физики отличают лучистую теплоту от рассеянной, и белизна в некотором роде — рассеянный свет. Так как блеск не дает ничего для нашего вопроса, то мы будем считать воздействие на ретину света и белизны одним и тем же и на основании этого скажем: самый свет или белое тело возбуждают в ретине полную присущую ей деятельность, т. е. не прерывающуюся, ни в одной из своих частей. Напротив, подверженная воздействию мрака, или черных тел, она. останется бездеятельной. Черные, очевидно, суть те тела, которые, хотя на них и действует свет, нисколько однако не возбуждают чувствительность ретины.