Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/284

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 281 —

роды и природные тела; наиболее же ясные доказательства представляют магнетизм, электричество и гальванизм. Но никто, кто только удостоит меня своим вниманием, не усомнится, что и к изложенному мною, именно к теории разделенной качественно на две половины деятельности ретины, понятие полярности подходит как нельзя более; хотя полярность такого рода имеет ту особенность, что два разделенных вида силы (species) являются в данном случае разделенными не пространством, как в остальных, но временем; также ту особенность, что безразличная точка (punctum indifferentiae), как ее называют, может менять свое место и сообразно с этим отделенные части — свою величину.

Очевидно, наша формула качественного деления на две половины очень удобно выражает основное и общее понятие всякой полярности. Кроме того, может случиться, что из этой полярности ретины, так как она находится и ощущается в нас самих, точнее определится природа всякой полярности. — Если знаки, употребляемые в остальных явлениях полярности, годны к употреблению и в указанном явлении, то мы нисколько не сомневаемся обозначить красный, оранжевый и желтый цвета знаком +, зеленый же, синий и фиолетовый знаком –.

Уместно, кажется, заметить, что в цветах, обозначенных знаком +, преобладает деятельность ретины, в прочих же — сила хориоидеи (chorioideae). Очевидно, также, что различие чувств, обозначаемое и вышеизложенным распределением знаков и настоящей догадкой, наиболее ясно выражается там, где получается наиболее совершенное двойное разделение деятельности ретины, именно в красном и зеленом цветах: красный сильно воздействует на зрение и легко притупляет его, зеленый же дает ему отдохнуть и восстановляет его силы.

§ 7.
Природа цвета сродна тени.

Великий Гёте в своем сочинении о цветах неоднократно доказывает. что природа цвета сродна тени и что в ней есть некоторое сходство с тенью или, скорее, с полутенью, которое он называет το σκιερον. Необходимость этого даже a priori очевидна из нашей физиологической теории. Одна из половинных частей качественно разделенной надвое деятельности ретины в том только случае и при том условии возбуждается к деятельности, если другая часть в это время находится в покое. Бездеятельность же ретины, как мы сказали вы-