Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/400

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 397 —

воспризнавать сущность собственного индивидуума в чужом, пользуется этим единством, чтобы распространить деятельность собственной индивидуальной воли далеко за ее естественные границы.

§ 202.

Английские газеты (конца августа 1845) повествуют с большою насмешкой, как о неслыханном суеверии, что один молодой человек, долго страдавший постоятно возвращавшейся перемежающейся лихорадкой (ague and fever) и тщетно пользовавшийся указаниями врачей, по совету одной мудрой женщины применил следующее симпатическое средство, от которого и выздоровел: взял паука, посадил его в пустую ореховую скорлупу, завязал ее и носил на шее: по мере того, как чахнет, умирает и истлевает паук, исчезает и лихорадка[1].

§ 203.

Dr. Нееф рассказал мне следующий случай удачного симпатического лечения, который он наблюдал собственными глазами. Дело касалось костной опухоли на руке; ее натерли яйцом, так что это место стало несколько влажным, и затем зарыли это яйцо в муравейник больших муравьев (большие красноватые муравьи в полдюйма величиною). В первую же ночь больная почувствовала на месте опухоли нестерпимый зуд, как бы от муравьев, и с этого времени опухоль стала опадать, пока, по прошествии некоторого времени, не исчезла совсем и без возврата. Сравн. Kieser’s Archiv Bd. 5 Stck. 3 S. 106, Bd. 8 Stck. 3 S. 145. 148. Bd. 9.

§ 204.

Есть лишь одна целительная сила — сила природы; в мазях и пилюлях нет ее; в лучшем случае они могут дать целебной силе природы указание, где есть для нее дело.

§ 205.

Morbus ipse est medela naturae, quae opitulatur perturbationibus organismi: ergo remedium medici medetur medelae[2].

§ 206.

Когда кто-либо вопрошает, как оракула, стучащий стол, и стол верно возвещает ему прошлое и даже будущее, то это можно

  1. [Позднейшая вставка:] встречается у Most, „Sympathie“.
  2. „Самая болезнь, это — лекарство природы, которое успокаивает замешательства в организме: следовательно, средство лекаря лечит лекарство“.