Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/425

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 422 —


Различие между тем, кто причиняет страдания, и тем, кто претерпевает их, существует лишь в явлении. И тот и другой — единая воля к жизни, тождественная с великими страданиями, чрез познание которых она может обратиться и прийти к концу.

§ 256.

Древность имела главное преимущество пред новым временем, по-видимому, в том, что в древности (пользуясь выражением Бонапарте) les paroles шли aux choses, теперь же — нет. Мысль моя такая: в старые времена общественная жизнь, государство и религия, равно как и частная жизнь, характеризовались решительным утверждением воли к жизни; характером же нового времени является отрицание этой воли, так как последнее — характер христианства; но вот часть этого отрицания выторгована уже открыто, ибо оно слишком противоречит характеру человечества; отчасти же втихомолку утверждается то, что открыто отрицается: оттого повсюду в ходу половинчатость и неискренность; поэтому-то новое время и столь мизерно в сравнении с древностью.

§ 257.

Смерть Сократа и распятие Христа принадлежат к великим характерным чертам человечества.

§ 258.

Главная черта в национальном характере итальянцев, это — совершеннейшее бесстыдство. Оно заключается в том, что, с одной стороны, не считаешь себя слишком плохим ни для чего, т. е. становишься претенциозным и нахалом; с другой стороны, ни для чего не считаешь себя слишком хорошим, т. е. впадаешь в низость. Напротив, у кого есть стыд, тот для некоторых вещей — слишком застенчив, для других — слишком горд. У итальянца нет ни того ни другого: смотря по обстоятельствам, он или труслив, или высокомерен.

§ 259.

В других частях света есть обезьяны: в Европе же — французы. Это выходит на одно.

§ 260.

Истинный характер североамериканской нации, это — пошлость; она проявляется в ней во всех формах, как пошлость моральная, интеллектуальная, эстетическая и общественная; и не только в частной