Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/506

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Глава XVI.
О суждении, критике, одобрении и славе.

§ 481.

Большинство людей предпочитает заниматься всем, чем угодно, только не мышлением и раздумьем; чтобы иметь при этом все-таки еще и возможность действовать, не подвергая себя слишком большому урону, они держатся излюбленной максимы: поступать всегда только так, как поступают все другие. Таким образом, они похожи на общество, которое уселось в круг — один к другому на колени, в то время как никто не сидит на стуле. Когда я вижу как в стаде гусей или баранов каждый идет непременно за предшественником, не заботясь, куда же он, собственно, идет, то мне кажется всегда, что сквозь их крик и блеяние до меня долетают произносимые слова: „не стану я выделяться!“

§ 482.

Авторитет является, как известно, единой действующей силой: никто не хочет, в сознании собственного бессилия, прибегать к суждениям, а каждый дожидается суждения со стороны более умного. Но вместо последнего является более бесстыдный и внушает ближнему свое суждение, а затем по его стопам идет уже все стадо.

§ 483.

Есть существа, относительно которых не понимаешь, как это они умудрились ходить на двух ногах, — хотя сам по себе этот факт еще ничего и не говорит.

§ 484.

Человек, которому, как это обыкновенно бывает, чужой авторитет должен заменять собственное суждение, представляет собою жалкое животное.