Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/550

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 547 —

Этому учит a posteriori опыт, a priori же оно ясно из того, что последнее, это — состояние иллюзии, первое же — состояние познания.

§ 608.

Избегая одной беды, наталкиваешься на другую: так, если бежишь от национальных недостатков известного народа, то находишь недостатки иного рода, но такие же дурные — у какого-нибудь другого народа. Всевышний! Спаси нас от этой юдоли!

§ 609.

Вопрос, что́ лучше: жениться или не жениться, можно в очень многих случаях свести к вопросу, что́ лучше: любовные заботы или заботы о пропитании.

§ 610.

Le mariage est un piège, que la nature nous tend[1].

§ 611.

Женатые из философов и поэтов внушают, уже как таковые, то подозрение, что они стремятся к своему благу, а не ко благу науки и искусства.

§ 612.

Ко всему привыкают: поэтому быть равнодушным значит только опередить привычку; большая выгода: не нуждаться в привычке.

§ 613.

„Величайшее счастье — личность“.

Как есть два великих врага человеческого счастья, боль и скука, так природа снабдила и личность оборонительным средством против каждого из них: против боли (которая гораздо чаще — духовного, чем телесного характера) — бодростью, а против скуки — духовностью. — Тем не менее, обе не родственны одна другой: более того, — они в величайшей степени несовместимы. Гений родствен меланхолии[2], а очень бодрые души обладают только поверхностными духовными силами. Чем лучше, следовательно, известная натура вооружена против одного из этих зол, тем хуже, обыкновенно, вооружена она против другого. — Свободной от боли и скуки не остается ни одна чело-

  1. Брак, это — своего рода ловушка, которую ставит нам природа.
  2. Omnes ingeniosos melancholicos esse (Аристот.).