Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/631

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 628 —


Пример 1. A. Вы еще не посвящены в тайны Кантовой философии.

B. Ах, но, ведь, тайны не допускают знания.

Пример 2. Я порицал, как бессмысленный, тот принцип чести, согласно которому человек лишается чести, если он потерпит оскорбление и не ответит на него еще бо́льшим оскорблением или же кровью — противника или собственною; в виде основания я приводил то соображение, что истинная честь может быть замарана лишь тем, что́ человек делает, а не тем, что́ с ним делают, ибо случиться может все и со всяким. Противник мой сделал на этот аргумент прямое нападение; он блестяще доказал мне, что когда коммерсанта ложно обвиняют в обмане или нечестности, или небрежности в делах, то это уже — нападение на его честь, которая задевается здесь именно тем, что́ он претерпевает, и восстановить ее он может лишь путем привлечения своего обвинителя к ответственности и отказу от своих слов.

Здесь он подставил, таким образом, с помощью гомонимии, понятие гражданской чести, иначе называемой добрым именем, которая задевается клеветою, вместо понятия рыцарской чести, иначе называемой point-d’honneur, которая задевается оскорблениями. Ввиду же того, что нападки на гражданскую честь не следует оставлять без внимания и нужно отражать их путем публичного опровержения, то с тем же правом не следует оставлять без внимания и нападки на рыцарскую честь и нужно отражать их еще более сильным оскорблением и дуэлью. — Таким образом, благодаря омонимии слова честь были смешаны две совершенно различные вещи, и вместе с тем с помощью омонимии достигнута некая mutatio controversiae.

Уловка 3. Положение, выставленное относительно, κατα τι, relative, понять так, как будто оно выставлено вообще, simpliciter, ἁπλως, absolute, или, по крайней мере, допустить его совершенно в ином смысле, и зачем его, взятое в таком смысле, опровергнуть[1]. Пример Аристотеля: негр черен, но, что касается его зубов, он бел; следовательно, он — одновременно и черный, и не черный. — Этот пример придуман нарочно и никого всерьез не обманет; возьмем же пример из действительного опыта.

Пример. В одном разговоре о философии я согласился с тем, что моя система защищает квиетистов и восхваляет их. — Вслед за тем речь зашла о Гегеле, и я выразил мнение, что он, по боль-

  1. Sophisma a dicto secundum quid ad dictum simpliciter. У Аристотеля это второй elenchus sophisticus εξω της λεξεως: — το ἁπλως, ἠ μη ἁπλως, ἀλλα πῃ, ᾐ που, ἠ ποτε, η προς τι λεγεσϑαι. (De sophisticis elenchis, с 5.)