Страница:Шопенгауэр. Полное собрание сочинений. Т. IV (1910).pdf/639

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


— 636 —

носиться строго“. Retorsio: „вот именно потому, что это ребенок, и нужно обуздывать его, чтобы он не укрепился в своих злых наклонностях“.

Уловка 27. Если при каком-либо аргументе противник неожиданно начинает особенно злиться, то нужно усиленно налегать на этот аргумент: не только потому, что им можно довести противника до бешенства, но и потому, что с помощью его мы, по-видимому, напали на слабую сторону в ходе мыслей противника и что на этом пути мы, быть может, поймаем его на чем-то бо́льшем, чем это кажется с первого взгляда.

Уловка 28. Эта уловка применима в особенности в тех случаях, когда ученые спорят пред неучеными слушателями. Если не имеется аргумента ни ad rem, ни ad hominem, то выставляют аргумент ad auditores, т. е. — недействительное возражение, недействительность которого понимает однако лишь сведущий человек; сведущ же противник, а не слушатели, — поэтому он в их глазах разбит, в особенности если это возражение выставит его тезис как-нибудь в смешном виде: люди всегда готовы посмеяться, и смеющиеся будут на стороне возражающего. Чтобы показать ничтожность возражения, противнику пришлось бы прибегнуть к длинному рассуждению и обратиться к основным положениям науки или к каким-либо иным источникам; а на это не большая найдется аудитория.

Пример. Противник говорит: при образовании первых гор масса, из которой кристаллизировался гранит и все прочие горы, была в жидком состоянии благодаря теплоте, т. е. была расплавленной; температура должна была доходить приблизительно до 200° R; масса кристаллизировалась под покрывавшей ее поверхностью моря. — Мы выставляем argumentum ad auditores, что при такой температуре, и еще гораздо раньше, при 80° R, море давно уже выкипело бы и носилось бы в воздухе в виде пара. Слушатели смеются. Чтобы опровергнуть нас, противнику нужно было бы показать, что точка кипения зависит не только от высоты температуры, но в равной мере и от давления атмосферы, а последнее, в то время как хотя бы половина морской воды носится в парообразном состоянии, так сильно повышается, что кипение не наступит и при 200° R. Но до этого он не дойдет, так как разъяснение этого не-физикам потребовало бы целой статьи. (Mitscherlich, Abhandl. der Berl. Akad., 1822).

Уловка 29[1]. Если поражение становится очевидным, то можно произвести диверсию, т. е. сразу начать говорить о чем-либо совершенно другом, как будто бы это имело отношение к делу и служило

  1. (К уловке 18).