АНГЛИЧАНКА Элиза Брайтвинъ написала рядъ разсказовъ о своей дружбѣ съ различными животными — птицами, звѣрьками и даже насѣкомыми, которыхъ она приручала къ себѣ лаской и любовью[1]. Многіе изъ этихъ разсказовъ такъ хороши, интересны и поучительны, и проникнуты такою теплою, неподдельною любовью къ міру безсловесныхъ живыхъ существъ, что у меня явилось желаніе изложить ихъ на русскомъ языкѣ для того, чтобы сдѣлать ихъ доступными и для русскихъ читателей, среди которыхъ находится такъ много друзей природы и любителей животныхъ. Изложеніе это сдѣлано мною по нѣмецкому изданію и снабжено нѣкоторыми необходимыми дополненіями и примѣчаніями.
Въ предисловіи къ своимъ разсказамъ, Элиза Брайтвинъ говоритъ, между прочимъ, слѣдующее:
«Какъ часто я желала подѣлиться съ другими тѣмъ счастьемъ, которое доставило мнѣ въ моей жизни изученіе природы!»
«Вотъ уже двадцать лѣтъ, какъ мои близкія отношенія въ міру животныхъ служатъ для меня источникомъ радости, и при моемъ плохомъ здоровьѣ — утѣшеніемъ и успокоеніемъ».
«Я должна сознаться, что требуется много терпѣнія и неутомимой заботливости, для того, чтобы приручить совершенно дикое живое существо. Полный успѣхъ въ этомъ достигается, обыкновенно, лишь въ томъ случаѣ, когда прирученіе начинается съ самыхъ первыхъ дней жизни приручаемаго животнаго — прежде чѣмъ оно успѣетъ узнать всю сладость свободы».
«Иногда я удерживала у себя то или другое животное лишь нѣсколько дней — только для того, чтобы съ нимъ ознакомиться или сдѣлать съ него нѣсколько рисунковъ. Остальные же мои питомцы, за исключеніемъ чужестранныхъ, воспитывались мною большею частью съ первыхъ же дней появления ихъ на свѣтъ Божій. Этому немало благоприятствовало мое, почти постоянное, страдание безсонницей, въ ранніе утренніе часы, такъ какъ кормленіе гнѣздовой молодежи — въ особенности птенчиковъ — должно начинаться, какъ извѣстно, съ самаго ранняго утра. Такимъ образомъ, многіе тяжелые часы моей жизни были скрашены радостью наблюденій надъ тѣмъ или другимъ изъ моихъ любимчиковъ».
«Я убѣждена, и твердо это здѣсь высказываю, что любовь къ живой природѣ должна быть гораздо болѣе развиваема, — въ особенности что касается до юношества, — чѣмъ это дѣлается въ настоящее время, и что мы теряемъ богатый источникъ возвышенныхъ
- ↑ Eliza Brightwen. «Wild Nature won by Kindness» — То же въ немецкомъ переводе: B. Hoffmann. «Liebe zur Thierwelt».
АНГЛИЧАНКА Элиза Брайтвин написала ряд рассказов о своей дружбе с различными животными — птицами, зверьками и даже насекомыми, которых она приручала к себе лаской и любовью[1]. Многие из этих рассказов так хороши, интересны и поучительны, и проникнуты такою тёплою, неподдельною любовью к миру бессловесных живых существ, что у меня явилось желание изложить их на русском языке для того, чтобы сделать их доступными и для русских читателей, среди которых находится так много друзей природы и любителей животных. Изложение это сделано мною по немецкому изданию и снабжено некоторыми необходимыми дополнениями и примечаниями.
В предисловии к своим рассказам, Элиза Брайтвин говорит, между прочим, следующее:
«Как часто я желала поделиться с другими тем счастьем, которое доставило мне в моей жизни изучение природы!»
«Вот уже двадцать лет, как мои близкие отношения в миру животных служат для меня источником радости, и при моём плохом здоровье — утешением и успокоением».
«Я должна сознаться, что требуется много терпения и неутомимой заботливости, для того, чтобы приручить совершенно дикое живое существо. Полный успех в этом достигается, обыкновенно, лишь в том случае, когда приручение начинается с самых первых дней жизни приручаемого животного — прежде чем оно успеет узнать всю сладость свободы».
«Иногда я удерживала у себя то или другое животное лишь несколько дней — только для того, чтобы с ним ознакомиться или сделать с него несколько рисунков. Остальные же мои питомцы, за исключением чужестранных, воспитывались мною большею частью с первых же дней появления их на свет Божий. Этому немало благоприятствовало моё, почти постоянное, страдание бессонницей в ранние утренние часы, так как кормление гнездовой молодежи — в особенности птенчиков — должно начинаться, как известно, с самого раннего утра. Таким образом, многие тяжёлые часы моей жизни были скрашены радостью наблюдений над тем или другим из моих любимчиков».
«Я убеждена, и твёрдо это здесь высказываю, что любовь к живой природе должна быть гораздо более развиваема, — в особенности что касается до юношества, — чем это делается в настоящее время, и что мы теряем богатый источник возвышенных
- ↑ Eliza Brightwen. «Wild Nature won by Kindness» — То же в немецком переводе: B. Hoffmann. «Liebe zur Thierwelt».