Страница:Эмиль, или о воспитании (Руссо, Энгельгардт, 1912).pdf/29

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


Отецъ, производя и питая дѣтей, исполняетъ этимъ лишь треть своей задачи. Онъ обязанъ дать людей своему роду; онъ обязанъ дать общественныхъ людей обществу; онъ обязанъ дать гражданъ государству. Всякій человѣкъ, который можетъ уплатить этотъ тройной долгъ, и не уплачиваетъ его, виновенъ; и можетъ быть еще болѣе виновенъ, если уплачиваетъ его только на половину. Тотъ, кто не можетъ выполнить обязанностей отца, не долженъ имъ дѣлаться. Ни бѣдность, ни работа, ни уваженіе людей не избавляютъ его отъ обязанности кормить своихъ дѣтей и воспитывать ихъ самому. Читатели, вы можете мнѣ повѣрить. Я предсказываю всякому, кто имѣетъ сердце и пренебрегаетъ столь священными обязанностями, что онъ долго будетъ проливать горькія слезы по поводу своей вины и никогда не утѣшится 1).

Но что же дѣлаетъ этотъ богатый человѣкъ, этотъ столь занятый отецъ семейства, принужденный, по его словамъ, покидать своихъ дѣтей? Онъ платитъ другому человѣку за исполненіе обязанностей, обременительныхъ для него самаго. Продажная душа! Не думаешь ли ты дать своему сыну другого отца за деньги? Не обольщайся; ты не дашь ему даже учителя; а только лакея, который скоро сдѣлаетъ изъ него второго.

Много разсуждаютъ о качествахъ хорошаго воспитателя. Первое, котораго бы я потребовалъ — и которое предполагаетъ много другихъ — это не быть продажнымъ человѣкомъ. Есть ремесла, настолько благородныя, что нельзя выполнять ихъ за деньги, не оказавшись недостойнымъ выполнять ихъ, таково военное ремесло; таково же ремесло наставника. Кто же воспитаетъ моего ребенка? Я уже сказалъ тебѣ: ты самъ. Я не могу. Не можешь!.. Въ такомъ случаѣ найди друга. Иного выхода я не вижу.

Воспитатель! о какая возвышенная душа!.. по истинѣ, чтобы сдѣлать человѣка, надо быть самому отцомъ или болѣе, чѣмъ человѣкомъ. Вотъ функція, которую вы спокойно ввѣряете наемникамъ.

Чѣмъ больше объ этомъ думаешь, тѣмъ больше замѣчаешь новыхъ затрудненій. Нужно, чтобы гувернеръ былъ воспитанъ для своего воспитанника, чтобы его слуги были воспитаны для своего господина, чтобы всѣ, приближающіеся къ нему, получали впечатлѣнія, которыя, должны ему сообщать; пришлось бы отъ воспитанія къ воспитанію забраться Богъ знаетъ куда. Можетъ-ли ребенокъ быть хорошо воспитанъ тѣмъ, кто самъ не получилъ хорошаго воспитанія?

Найдется-ли такой рѣдкостный смертный? Не вѣдаю. Кто знаетъ, въ эти времена униженія, до какой высоты добродѣтели еще можетъ достигнуть душа человѣческая? Но предположимъ, что это чудо нашлось. Разсматривая, что онъ долженъ дѣлать, мы увидимъ, чѣмъ онъ долженъ быть. Заранѣе вижу одно: что отецъ, который почувствуетъ всю цѣну хорошаго гувернера, рѣшитъ обойтись безъ него; такъ какъ найти такого окажется труднѣе, чѣмъ сдѣлаться имъ самому. Хочетъ-ли онъ создать себѣ друга, — въ такомъ случаѣ пусть воспитаетъ своего сына: ему не придется искать на сторонѣ, и половина работы уже сдѣлана за него природой.

Нѣкто, знакомый мнѣ только по своему титулу, предложилъ

1) См. Confessions, livre 12, tome 1, page 314.