Страница:Эмиль, или о воспитании (Руссо, Энгельгардт, 1912).pdf/479

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


этихъ неудобствъ, которыя ищутъ въ союзахъ и конфедераціяхъ, оставляющихъ каждое государство хозяиномъ въ своихъ внутреннихъ дѣлахъ и вооружающихъ его извнѣ для сопротивленія несправедливо нападающему. Мы разсмотримъ, какъ можно установить хорошую федеративную ассоціацію, что можетъ сдѣлать ее прочной, и до какого пункта можно распространять право конфедераціи, не нанося ущерба праву суверенитета.

Аббатъ де-Сенъ-Пьерръ предложилъ ассоціацію всѣхъ государствъ Европы, чтобы поддерживать между ними вѣчный миръ. Осушествима ли эта ассоціація? И, предполагая, что она будетъ установлена, можно ли расчитывать, что она окажется прочной 1). Эти изслѣдованія приводятъ насъ непосредственно ко всѣмъ вопросамъ публичнаго права, которые могутъ окончательно выяснить вопросы политическаго права.

Наконецъ, мы изложимъ истинные принципы права войны и разсмотримъ, почему Гроцій и другіе дали только ложные.

Я нисколько не удивлюсь, если среди всѣхъ нашихъ разсужденій, мой молодой человѣкъ, который обладаетъ здравымъ смысломъ, перебьетъ меня замѣчаніемъ; можно подумать, что мы воздвигаемъ наше зданіе изъ бревенъ, а не изъ людей, такъ аккуратно мы укладываемъ по линейкѣ каждую штуку! Это правда, другъ мой; но примите въ соображеніе, что право не гнется въ угоду страстямъ человѣческимъ, и что для насъ дѣло идетъ сначала объ установленіи истинныхъ принциповъ политическаго права. Теперь, когда основанія заложены, посмотрите, что выстроили на нихъ люди, — вы увидите прекрасныя вещи!

Затѣмъ я предложу ему прочесть Телемака и продолжать его путь; мы поищемъ счастливую Саленту и добраго Идоменея, умудреннаго несчастіями. По пути мы встрѣтимъ немало Протезилаевъ и ни одного Филоклеса. Адрастъ, царь давнійцевъ, тоже, пожалуй, найдется. Но предоставимъ читателямъ воображать себѣ наши путешествія или продѣлывать ихъ за насъ съ Телемакомъ въ рукахъ; и не будемъ подсказывать имъ обидныхъ приложеній, которыя самъ авторъ устраняетъ или дѣлаетъ лишь невольно.

Такъ какъ Эмиль не царь, а я не богъ, то мы не будемъ мучиться сознаніемъ невозможности подражать Телемаку и Ментору въ добрѣ, которое они дѣлали людямъ: мы лучше всякаго другого умѣемъ держаться своего мѣста, и меньше всякаго другого желаемъ оставлять его. Мы знаемъ, что одна и та же задача задана всѣмъ; что тотъ, кто любитъ добро всѣмъ сердцемъ, и дѣлаетъ его насколько можетъ, исполнилъ ее. Мы знаемъ, что Телемакъ и Менторъ химеры. Эмиль путешествуетъ не какъ праздный туристъ и дѣлаетъ больше добра, чѣмъ если бы онъ былъ принцемъ. Будь мы царями, мы не были бы благо творительнѣе. Будь мы царями и благодѣтелями, мы, сами того не сознавая, натворили бы тысячи реальныхъ золъ взамѣнъ одного кажущагося блага. Будь мы царями и мудрецами, главнымъ благомъ,

1) Послѣ того какъ я написалъ это, аргументы за были изложены въ извлеченіи изъ этого проекта; аргументы противъ, по крайней мѣрѣ тѣ, которые показались мнѣ основательными, будутъ изложены въ собраніи моихъ сочиненій, вслѣдъ за этимъ извлеченіемъ.