Страница:Японцы о Японии (1906).djvu/54

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
36
Глава III.

тора. В смысле обязательности для народа — между законом и распоряжением нет ни малейшей разницы, если не считать того, что закон может изменить любое из существующих распоряжений, тогда как распоряжением нельзя изменить ни одного из существующих законов. В случае конфликта между ними, закон всегда берет верх над распоряжением.

Право издавать распоряжения во всех случаях является следствием верховной власти императора. Те, которые являются личным решением императора и получают его собственноручную подпись, нанываются «императорскими указами». Издание кабинетских или департаментских указов рассматривается, как осуществление верховной власти, делегированной императором. Текст настоящего параграфа — «император издает или повелевает издать» — покрывает оба вышеупомянутые случая издания распоряжений.

Чрезвычайные повеления, упомянутые в предыдущем параграфе, могут заступать место закона; но упомянутые там же административные распоряжения имеют силу лишь в пределах закона, и хотя они могут восполнять закон в случае его недостаточности, однако не имеют силы ни изменять закона, ни касаться тех предметов ведомства, которые по точному смыслу конституции должны регулироваться законом. Административные распоряжения должны применяться в обыкновенных случаях, тогда как цель чрезвычайных повелении заключается в удовлетворении временно возникающих экстраординарных потребностей.

10. Император, соответственно потребностям народной жизни, учреждает должности в различных отраслях администрации, определяет надлежащую организацию и функции каждой из них и осуществляет верховную власть назначением способных людей на гражданские и военные посты и отставлением лиц, занимающих таковые. Если учреждение различных должностей и созидание официальных положений составляет прерогативу монарха, то такая прерогатива несомненно должна сопровождаться правом назначать оклады и пенсии.

11. Верховная власть в военных и морских делах воплощается в лице его высочайшей особы, и дела эти подчиняются распоряжениям, издаваемым императором.

12. Устройство и мирный состав армии и флота определяется императором. Правда, это полномочие осуществляется при совещательном участии ответственных министров; тем не менее, подобно начальствованию императора над армией, оно составляет верховную власть его, и никакое вмешательство парламента в эту сферу не может быть допускаемо. При подробном рассмотрении право определять устройство армии и флота обнимает собой организацию военных дивизий и морских эскадр, и все дела, касающиеся военных округов и их подразделений, запасов и распределения оружия, военного и морского образования, надзора, дисциплины, приемов салютования, формы обмундирования, стражи, фортификаций, морской обороны, портов, и снаряжения сухопутных и морских экспедиций. Определение мирного состава армии и флота предполагает также определение числа людей, ежегодно подлежащих призыву.

13. Объявление войны, заключение мира и договоров с иностранными державами составляют исключительное право монарха, не тре-