Страница:Японцы о Японии (1906).djvu/55

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана
37
Конституция Японской империи.

бующее согласия парламента. Ибо, во-первых, желательно, чтобы монарх проявлял единство верховной власти, являющейся представительницей государства в его сношениях с иностранными державами; а, во-вторых, в деле войны и договоров быстрота в составлении, планов, соответственно характеру кризиса, представляет величайшую важность. Под «договорами» разумеются договоры мира и дружбы, торговые и союзные.

14. Осадное положение объявляется во время воины с внешним врагом или во время внутреннего восстания в видах отмены действия обыкновенных законов и передачи военных полномочий некоторым административным и военным властям. В этом параграфе имеется ясное указание, что условия, достаточные для объявления осадного положения, и пределы действия его должны определяться законом и что согласно этому постановлению, право объявлять или отменять, под давлением обстоятельств, осадное положение относится исключительно до верховной власти императора. Под «условиями» разумеются: свойство кризиса, требующего осадного положения, территориальные пределы, в которых необходимо распространение его, и правила, потребные для его объявления. Под «действием» разумеются пределы власти, даруемой в силу объявления осадного положения.

Осуществление права военных действий или объявления осадного положения, смотря по обстоятельствам, может возлагаться на местного командира, которому дозволяется принять действительные меры, диктуемые его дискреционными полномочиями, и затем донести правительству о принятых им мерах. Это нужно рассматривать как делегацию верховной власти императора генералу, командующему армией, под давлением неотвратимых обстоятельств, согласно постановлениям закона.

15. Император — источник чести. В верховной власти императора: награждать заслуги, требовать услуг, отличать доблестное поведение и достойную похвалы предприимчивость, жаловать титулами, знаками отличия, другими почестями и особыми милостями. И ни одному подданному не может быть дозволено присваивать эту императорскую прерогативу или пренебрегать ею.

16. Государство оказывает равное и беспристрастное покровительство правам всех подданных, согласно принципам разума и правосудия, учреждением судов и назначением судейских чинов. Но закон не настолько всеобъемлющ и точен, чтобы охватывать многоразличные сложные потребности человеческой жизни; и если, как это часто бывает, при нарушении закона имеются смягчающие обстоятельства, то предполагается, что обыкновенный процесс законодательства или судебная процедура не могут восполнить недостаточности закона в этом случае. Следовательно, право прощения осуществляется императором, как специальное право милосердия, как право облегчать участь в том случае, когда, нет надежды добиться этого по закону, — дабы ни один подданный не пострадал от незаслуженного наказания.

Амнистия даруется, в особых случаях, как исключительная милость; цель ее — помилование определенного класса нарушителей закона. «Прощение» дается отдельному правонарушителю в видах избавления его от наказания, которому он подлежит. «Смягчение» — это уменьшение суровости наказания, уже назначенного приговором.