Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/15

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


дѣлу. Отъ него m-me Курси переходила въ другія руки до тѣхъ поръ, пока не пристроилась при князѣ Салтыковѣ. Лошадникъ и мотъ, онъ заполоненъ былъ m-me Курси до такой степени, что ходили слухи о его женитьбѣ на ней. Во всякомъ случаѣ эта послѣдняя связь была чрезвычайно продолжительна, и я уже не слыхалъ, чтобы она порвалась.

Другимъ предметомъ моихъ частныхъ занятій въ этомъ печальномъ для меня періодѣ было устройство такъ называемой «Южной желѣзной дороги». Въ то время вопросъ о желѣзныхъ дорогахъ былъ, такъ сказать, моднымъ вопросомъ, и журналистика наша кипѣла спорами о преимуществахъ того или другаго направленія. Въ разгарѣ этихъ споровъ является князь Сергѣй Кочубей съ идеею устройства желѣзной дороги отъ Харькова до Ѳеодосіи. Идея эта было доведена до свѣдѣнія государя и также получила полнѣйшее его одобреніе. Этого мало. Извѣстно было, что князю Воронцову не нравилось это направленіе, и онъ предпочиталъ вести дорогу отъ Харькова къ любимой имъ Одессѣ. Я уже не помню, по какому случаю, кажется, вслѣдствіе различныхъ распоряженій по восточной войнѣ, государь ѣздилъ куда-то и, между прочимъ, долженъ былъ видѣться съ княземъ Воронцовымъ. Намъ сдѣлалось извѣстнымъ, что на какомъ-то переѣздѣ, когда Воронцовъ долженъ былъ сопровождать государя, ѣхавшаго на пароходѣ, между ними шла продолжительная и упорная бесѣда о Южной желѣзной дорогѣ и ея направленіи. Государь, возвратившись въ Петербургъ, хвалился нѣкоторымъ царедворцамъ, что ему удалось «уломать старика Воронцова» и согласить его, чтобы дорога шла не на Одессу, а на Ѳеодосію. Такимъ образомъ, очевидно было, что государь не только одобрялъ проектъ князя Кочубея, но и становился жаркимъ его защитникомъ. Между тѣмъ и это дѣло имѣло конецъ довольно печальный и вовсе не соотвѣтственный его блестящему началу. Но не буду забѣгать впередъ.

Какъ только сдѣлалось извѣстнымъ, что государь одобряетъ это предположеніе, князь Сергѣй Кочубей мгновенно образовалъ комитетъ учредителей, набравъ туда людей, большею частію, старыхъ и ограниченныхъ. Демьянъ Кочубей, бывшій членомъ Государственнаго Совѣта, былъ чѣмъ-то въ родѣ предсѣдателя этого комитета.