Страница:1895, Russkaya starina, Vol 83. №4-6.pdf/251

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


общеизвѣстныхъ фактовъ, разумѣется, никто не будетъ, и странность ихъ особенно бросается въ глаза, если вспомнить, что лейбъ-медикъ Обермиллеръ, имѣвшій первенствующее вліянше на медицинскую часть въ арміи, на дѣлѣ въ Севастополѣ видѣлъ, какую громадную пользу приносили командированные туда врачи съ профессорами Пироговымъ и Гюббенетомъ.

Что касается до чиновъ дипломатической канцеляріи, то они строну противниковъ князя Черкаскаго не принимали и были съ нимъ въ корректныхъ отношеніяхъ, но никогда не дѣлались его защитниками. Попытка князя Черкаскаго сосредоточить въ своихъ рукахъ всю гражаданскую часть, включивъ въ нее и дипломатическую канцелярію — была имъ извѣстна, и они этого ему никогда не прощали. По совершенно случайнымъ обстоятельствамъ, разные стихотворныя нападки на князя Черкаскаго пошли именно изъ среды этихъ дипломатовъ, между которыми нашелся талантливый зоилъ, мѣнявшій свои способности на мндные гроши и не упускавшій случая ввернуть крылатое слово. Конечно, случайность эта на счетъ всѣхъ дипломатовъ отнесены быть не можетъ.

Обрисовавъ тѣ условія, которыя способствовали возникновенію и утвержденію въ главной квартирѣ пристрастныхъ и ложныхъ представленій о готовившейся дѣятельности князя Черкаскаго при арміи, весьма интересно выяснить, въ свою очередь, что думалъ о себѣ самъ князь Черкаскій, какимъ образомъ смотрѣлъ онъ на свою задачу и какъ предполагалъ ее выполнить? Только сопоставленіемъ представленій его самого со взглядами его проитвниковъ и возможно разъяснить дѣло и установить основанія, на которыхъ развивалась впослѣдствіи дѣятельность завѣдующаго гражданскими дѣлами при главнокомандующемъ дѣйствующею арміей.

Въ бесѣдахъ со мною о подбробностяхъ своего назначенія въ армію, князь Черкаскій не упустилъ случая съ особымъ оттѣнкомъ замѣтить, что, предоставляя себя въ распоряженше правительства, онъ не думалъ о карьерѣ или какихъ-либо личныхъ выгодахъ отъ предстоящей дѣятельности въ Болгаріи, а просто, вслѣдствіе внезапно охватившаго его въ Кремлѣ одушевленія, почувствовалъ непреодолимое желаніе пріобщиться, такъ или иначе, къ начинав-