Страница:20 месяцев в действующей армии (1877—1878). Том 2 (Крестовский 1879).djvu/689

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


школы были иллюминованы разноцвѣтными фонарями и лампіонами. Этотъ дворъ былъ переполненъ толпами любопытнаго простонародья, ради котораго тутъ же игралъ въ антрактахъ оркестръ турецкой военной музыки. Великій Князь на концертѣ не присутствовалъ, хотя турки почему-то были увѣрены, что Онъ непремѣнно будетъ. Распорядители концерта старались выказывать въ отношеніи русскихъ особенную любезпость, за исключеніемъ впрочемъ одного лишь Фуада-паши, который все время угрюмо держался въ сторонѣ и усиленно кидалъ на нашихъ офицеровъ взгляды исполненные ненависти, видимо стараясь, чтобы это было замѣчено ими. Но такое поведеніе этого паши если и смущало кого-либо, то никакъ не офицеровъ, а самихъ распорядителей концерта[1].15-го апрѣля, наканунѣ Пасхи, русскій пароходъ «Цесаревна» привезъ въ Санъ-Стефано генералъ-адъютанта Тотлебена съ княземъ Имеретинскимъ, которые въ тотъ же день присутствовали на обѣдѣ у Его Высочества. Здѣсь стало извѣстно, что Великому Князю Высочайше пожалованъ фельдмаршалскій жезлъ и что Его Высочество не позже среды (19-го апрѣля) отъѣзжаетъ въ Россію.

Къ нашимъ войскамъ еще за нѣсколько дней особый пароходъ привезъ изъ Одессы массу куличей, пасокъ, красныхъ яицъ, окороковъ и прочаго, чтобы солдаты могли разговѣться на чужбинѣ такъ же, какъ и у себя на родинѣ. Заутреня совершалась полковыми священниками на мѣстахъ бивуачнаго расположенія войскъ, подъ открытымъ небомъ. Ночь была ясна, тепла и столь тиха, что свѣчи не гасли на воздухѣ и горѣли ровнымъ пламенемъ. Санъ-Стефано было переполнено народомъ, нарочно пришедшимъ изъ Константинополя и окрестныхъ деревень, причисленныхъ къ мѣстному приходу. Сюда же, въ ожиданіи заутрени, собралась масса русскаго офицерства верхами и въ экипажахъ. Всѣ дома мѣстечка были иллюминованы цвѣтными фонарями, свѣчами, шкаликами, и убраны надъ входами и по стѣнамъ гирляндами лавровъ и

  1. Фуадъ-паша, будучи назначенъ на должность константинопольскаго коменданта, успѣлъ, вмѣстѣ съ пашою Мехмедомъ-Али, въ самое короткое время соорудить вокругъ столицы линію траншей, редутовъ и люнетовъ.