Страница:Bez-kornilovich.pdf/18

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


— 4 —

ницу. Собравъ Бояръ, разсказалъ имъ о поступкѣ виновной, требуя ихъ совѣта. При видѣ маленькаго сына Владимірова Изяслава, со слезами просившаго отца помиловать его мать, Бояре и сами прослезились; къ просьбамъ малютки, присоединили свои чтобъ простить Княгиню. Владиміръ согласился, но удалилъ отъ себя Рогнѣду, отославъ ее вмѣстѣ съ старшимъ сыномъ Изяславомъ, въ городокъ Изьяславль[1] (на Сѣверозападѣ въ 25 перстахъ отъ Минска).

Предъ кончиною, Владиміръ раздѣлилъ свои владѣнія между сыновьями, назнача Изяславу въ удѣлъ Полоцкое Княжество, принадлежавшее его дѣду, отцу Рогнѣды, Кривичанскому Князю Рохвольду.

Надѣля каждаго сына особымъ удѣломъ, Владиміръ былъ увѣренъ, что этимъ средствомъ отвратитъ могущія произойти между ними несогласія; но эта система удѣловъ, по его кончинѣ, и была причиною безпрерывныхъ споровъ и междуусобій между его дѣтьми и ихъ потомками.

Надо знать, что верховная власть престолонаслѣдія въ Россіи основывалась на правѣ старѣйшинства ограниченнаго правомъ Отчиннымъ. Для этаго, слѣдовало быть старшимъ въ родѣ, чтобы послѣ отца сѣсть на его престолъ. Основываясь на этомъ правѣ, Святополкъ, сынъ старшаго Владимірова брата Ярополка[2], по смерти Владиміра, захватилъ Великокняжескій престолъ въ Кіевѣ, отнятый у него

  1. По этому случаю якобы основанный великимъ Княземъ Владиміромъ, чему трудно повѣрить: скорѣе можно допустить, что, по неимѣнію Княжескаго дворца въ Заславлѣ, Владиміръ повелѣлъ его построить; для безопасности-жъ отъ нечаяннаго нападенія на Заславъ обвесть стѣною; а какъ подобнаго рода огороженныя мѣста, лѣтописцы, въ своихъ сказаніяхъ, сокращенно называла городомъ, то и позднѣйшіе Историки могли впасть въ ошибку. Прим. Сочин.
  2. Владиміръ женился на вдовѣ своего брата Ярополка, оставшейся послѣ него беременною. Хотя Владиміръ и называлъ Святополка своимъ сыномъ, но онъ былъ ему племянникъ. Въ 988 г. Владиміръ ему далъ въ Удѣлъ Туровъ (при впаденіи рѣки Олевски въ Припять), гдѣ и княжилъ онъ съ 988 по 1015 г. Соч. Сестренцевича о Rossyi Zachodniey.
Тот же текст в современной орфографии

ницу. Собрав бояр, рассказал им о поступке виновной, требуя их совета. При виде маленького сына Владимирова Изяслава, со слезами просившего отца помиловать его мать, бояре и сами прослезились; к просьба малютки присоединили свои, чтобы простить княгиню. Владимир согласился, но удалил от себя Рогнеду, отослал её вместе со старшим сыном Изяславом, в городок Изяславль[1] (на северо-западе в 25 верстах от Минска).

Пред кончиной, Владимир разделил свои владения между сыновьями, назнача Изяславу в удел Полоцкое княжество, принадлежащее его деду, отцу Рогнеды, кривичанскому князю Рохвольду.

Наделя каждого сына особым уделом, Владимир был уверен, что этим средством отвратит могущие произойти между ними несогласия; но это система уделов, по его кончине, и была причиною безперывных споров и междуусобий между его детьми и их потомками.

Надо знать, что верховная власть престолонаследия в России основывалась на праве старейшинства, ограниченного правом отчинным. Для этого, следовало быть старшим в роде, чтобы после отца сесть на его престол. Основываясь на этом праве, Святополк, сын старшего Владимирова брата Ярополка[2], по смерти Владимира, захватил великокняжеский престол в Киеве, отнятый у него

  1. По этому случаю якобы основаны Великим Князем Владимиром, чему трудно поверить: скорее можно допустить, что, по неимению княжеского дворца в Заславле, Владимир повелел его построить; для безопасности же от нечаянного нападения на Заславль обвести стеною; а как подобного рода огороженное огороженные места, летописцы, в своих сказаниях, сокращённо называли городом, то и позднейшие историки могли впасть в ошибку. Пим. Сочин.
  2. Владимир женился на вдове своего брата Ярополка, оставшейся после него беременною. Хотя Владимир и называл Святополка своим сыном, но он был ему племянник. В 988 году Владимир ему дал в удел Туров (при впадении реки Олевски в Припять), где и княжил он с 988 по 1015 г. Соч. Сестренцевича о Rossyi Zachodniey