Страница:Chiumina-Milton-Paradise-Lost-Regained-1899.pdf/10

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена


Мильтонъ происходилъ изъ пуританскаго семейства, гдѣ мужество, нравственное благородство, художественныя наклонности къ поэзіи и музыкѣ собрались какъ-бы нарочно, чтобы дать Англіи великаго поэта. Мать Мильтона славилась своею благотворительностью; отецъ былъ серьезный, умный человѣкъ, умѣвшій постоять за свои убѣжденія, за которыя ему пришлось пострадать еще въ юности. Родные нашли у него англійскую библію, что считалось преступленіемъ въ глазахъ католиковъ, и за это отецъ Мильтона былъ лишенъ наслѣдства. Онъ занялся адвокатурой и такъ удачно, что въ скоромъ времени составилъ себѣ состояніе, которое могло дать ему независимое положеніе. Свободное время отецъ Мильтона посвящалъ литературѣ и музыкѣ, къ которой чувствовалъ особое пристрастіе. Свой богатый слухъ онъ передалъ и старшему сыну-поэту, и зато стихи послѣдняго отличаются необыкновенной музыкальностью, напоминающей то торжественные, то грустные звуки органа.

Композиторъ — одинъ изъ лучшихъ своего времени — и поэтъ, отецъ Мильтона особенно заботился, чтобы сынъ получилъ широкое и всестороннее литературное образованіе; въ то-же время образъ жизни семьи отличался самою возвышенною нравственностью и глубокою религіозностью. Великій поэтъ совмѣстилъ и то и другое въ своихъ произведеніяхъ и внесъ весь блескъ и великолѣпіе поэзіи въ проповѣдь суроваго пуританизма.

До десятилѣтняго возраста при Мильтонѣ находился наставникъ, ученый пуританинъ, научившій воспитанника свободно читать по-латыни; въ то-же время Мильтонъ посѣщалъ школу св. Павла, бывшую неподалеку отъ дома, гдѣ онъ жилъ, въ которой въ немного лѣтъ его познакомили съ лучшими классиками Рима и научили свободно и изящно говорить по-латыни. Уже въ этотъ дѣтскій возрастъ Мильтонъ рѣзко отличался отъ своихъ товарищей: не принималъ участія въ играхъ и всѣ силы направлялъ на пріобрѣтеніе знаній. «Мнѣ казалось», — говоритъ онъ, — «что я былъ рожденъ распространителемъ великой истины». Кромѣ классическихъ языковъ, Мильтонъ впослѣдствіи изучилъ языки французскій, итальянскій и еврейскій и послѣдній цѣнилъ особенно, а подъ старость заставлялъ ежедневно перечитывать себѣ главу изъ еврейской Библіи.

Въ 1624 году, 16-ти лѣтнимъ юношей, Мильтонъ [?] студентомъ. Жизнь англійскаго студента тогда, какъ и теперь, [?] дорога. Поступали въ университетъ богатые люди, которые, несмотря на строгую наружную дисциплину, гораздо больше посвящали времени разнымъ забавамъ и кутежамъ, чѣмъ ученію. Съ товарищами здѣсь Мильтонъ не сошелъся — слишкомъ онъ былъ суровъ и серьезенъ, и эта черта, оставшаяся въ немъ на всю жизнь [?] помѣшала ему имѣть друзей. Мильтонъ въ университетѣ занимался усердно, но университета не любилъ, находя преподаваніе сухимъ и безжизненнымъ. Въ [?], у него и зародился проэктъ коренного преобразованія университетской [?], проэктъ, написанный имъ только въ 1644 году.

Между тѣмъ, постепенно стала развиваться поэтическая дѣятельность Мильтона. Начавши съ переложенія псалмовъ, онъ перешелъ къ сонетамъ и элегіямъ — впрочемъ, очень незначительнымъ.

Послѣ окончанія университета въ 1631 году, Мильтонъ, къ величайшему своему удовольствію, поѣхалъ въ имѣніе отца — прелестное мѣстечко Гортонъ, радуясь, что ему не нужно заниматься скучной судейской работой, а можно посвятить себя наукѣ и созерцанію природы, которую Мильтонъ очень любилъ. Въ деревнѣ Мильтонъ затворился на четыре года, къ явному соблазну и сплетнямъ сосѣдей, не выбравъ для себя никакой профессіи, какъ требовалось обычаями англійской жизни. Но Мильтонъ не обращалъ вниманія на сплетни, такъ какъ вѣрилъ въ свое призваніе великаго поэта и зналъ, что будетъ плохимъ законникомъ. Работалъ онъ здѣсь много; изучалъ исторію, литературу и богословіе, читалъ и переписывалъ древнихъ авторовъ, но, главнымъ образомъ, его забота была направлена на самоусовершенствованіе.

Изъ сочиненій, написанныхъ имъ въ тиши деревенскаго уединенія, замѣчательнымъ является драматическое произведеніе «Комусъ», которое многіе и, напримѣръ, Пушкинъ предпочитаютъ даже «Потерянному Раю». «Комусъ» — это аллегорическое изображеніе человѣческой жизни, въ которой добродѣтель борется съ порокомъ. Мильтонъ вѣритъ, что добродѣтель могущественнѣе порока, что у нея есть сила для борьбы съ соблазномъ.

Въ 1637 году, чтобы закончить свое образованіе, Мильтонъ отправился путешествовать по Европѣ. Въ теченіе двухъ лѣтъ онъ объѣхалъ Францію, Швейцарію, Италію, и въ этой послѣдней странѣ пробылъ особенно долго. Онъ посѣтилъ всѣхъ извѣстныхъ людей того вре-

Тот же текст в современной орфографии

Мильтон происходил из пуританского семейства, где мужество, нравственное благородство, художественные наклонности к поэзии и музыке собрались как бы нарочно, чтобы дать Англии великого поэта. Мать Мильтона славилась своею благотворительностью; отец был серьезный, умный человек, умевший постоять за свои убеждения, за которые ему пришлось пострадать еще в юности. Родные нашли у него английскую библию, что считалось преступлением в глазах католиков, и за это отец Мильтона был лишен наследства. Он занялся адвокатурой и так удачно, что в скором времени составил себе состояние, которое могло дать ему независимое положение. Свободное время отец Мильтона посвящал литературе и музыке, к которой чувствовал особое пристрастие. Свой богатый слух он передал и старшему сыну-поэту, и зато стихи последнего отличаются необыкновенной музыкальностью, напоминающей то торжественные, то грустные звуки органа.

Композитор — один из лучших своего времени — и поэт, отец Мильтона особенно заботился, чтобы сын получил широкое и всестороннее литературное образование; в то же время образ жизни семьи отличался самою возвышенною нравственностью и глубокою религиозностью. Великий поэт совместил и то и другое в своих произведениях и внес весь блеск и великолепие поэзии в проповедь сурового пуританизма.

До десятилетнего возраста при Мильтоне находился наставник, ученый пуританин, научивший воспитанника свободно читать по-латыни; в то же время Мильтон посещал школу св. Павла, бывшую неподалеку от дома, где он жил, в которой в немного лет его познакомили с лучшими классиками Рима и научили свободно и изящно говорить по-латыни. Уже в этот детский возраст Мильтон резко отличался от своих товарищей: не принимал участия в играх и все силы направлял на приобретение знаний. «Мне казалось», — говорит он, — «что я был рожден распространителем великой истины». Кроме классических языков, Мильтон впоследствии изучил языки французский, итальянский и еврейский и последний ценил особенно, а под старость заставлял ежедневно перечитывать себе главу из еврейской Библии.

В 1624 году, 16-ти летним юношей, Мильтон [?] студентом. Жизнь английского студента тогда, как и теперь, [?] дорога. Поступали в университет богатые люди, которые, несмотря на строгую наружную дисциплину, гораздо больше посвящали времени разным забавам и кутежам, чем учению. С товарищами здесь Мильтон не сошелся — слишком он был суров и серьезен, и эта черта, оставшаяся в нём на всю жизнь [?] помешала ему иметь друзей. Мильтон в университете занимался усердно, но университета не любил, находя преподавание сухим и безжизненным. В [?], у него и зародился проект коренного преобразования университетской [?], проект, написанный им только в 1644 году.

Между тем, постепенно стала развиваться поэтическая деятельность Мильтона. Начавши с переложения псалмов, он перешел к сонетам и элегиям — впрочем, очень незначительным.

После окончания университета в 1631 году, Мильтон, к величайшему своему удовольствию, поехал в имение отца — прелестное местечко Гортон, радуясь, что ему не нужно заниматься скучной судейской работой, а можно посвятить себя науке и созерцанию природы, которую Мильтон очень любил. В деревне Мильтон затворился на четыре года, к явному соблазну и сплетням соседей, не выбрав для себя никакой профессии, как требовалось обычаями английской жизни. Но Мильтон не обращал внимания на сплетни, так как верил в свое призвание великого поэта и знал, что будет плохим законником. Работал он здесь много; изучал историю, литературу и богословие, читал и переписывал древних авторов, но, главным образом, его забота была направлена на самоусовершенствование.

Из сочинений, написанных им в тиши деревенского уединения, замечательным является драматическое произведение «Комус», которое многие и, например, Пушкин предпочитают даже «Потерянному Раю». «Комус» — это аллегорическое изображение человеческой жизни, в которой добродетель борется с пороком. Мильтон верит, что добродетель могущественнее порока, что у неё есть сила для борьбы с соблазном.

В 1637 году, чтобы закончить свое образование, Мильтон отправился путешествовать по Европе. В течение двух лет он объехал Францию, Швейцарию, Италию, и в этой последней стране пробыл особенно долго. Он посетил всех известных людей того вре-