Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/142

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Лѣвая группа заключала въ себѣ: 2 батальона Несвижцевъ, 1 батальонъ Кубанцевъ, 2 сотни осетинской милиціи и 3 батареи или 28 орудій. Эти войска должны были усиленною канонадой развлекать Лазъ-тепеси и Шорахскія укрѣпленія, а двумя сотнями осетинъ, поддержанными стрѣлковою ротою, угрожать Мухлису.

Такъ-называемая «обсерваціонная» гора была занята двумя ротами. Резервъ Комарова сталъ за «Столовою» горой, а резервъ Черемисинова между дер. Чифтликомъ и Джаврою.

3 взвода саперъ отданы Комарову, остальной Черемисинову.

Что касается кавалеріи, то она, выставивъ аванпосты, для поддержанія связи между пѣхотными колоннами, сосредоточивалась въ 3 пунктахъ: у развалинъ Кюмбета, у Бозгалы и у Чифтлика. Въ первомъ пунктѣ, между Бозгалой и Комацуромъ, стали 2 эскадрона Нижегородцевъ и 3 сотни 7-го Оренбургскаго казачьяго полка, подъ общимъ начальствомъ полковника Кельнера. Во второмъ пунктѣ — 2 эскадр. Сѣверцевъ и Гребенской полкъ, подъ командою полков. Батіевскаго, который долженъ былъ наблюдать пространство отъ Тадлитжи до Джавры. Въ третьемъ пунктѣ, между Джаврой и Чахмауромъ, стали 2 сотни Полтавскихъ казаковъ, подъ начальствомъ полковника князя Эристова. Сверхъ того, въ общій резервъ генерала Дена назначены были 2 эскадрона Сѣверцевъ.

При исполненіи диспозиціи произошли нѣкоторыя отступленія: полковн. Бучкіевъ, пройдя оврагомъ половину пути къ Чиму, вдругъ свернулъ влѣво и полѣзъ на гору, чтобы сбить турецкую пѣхоту, вышедшую изъ Токмаса ему на флангъ. Опрокинувъ турокъ, Бучкіевъ увязался за ними, разсчитывая ворваться на ихъ плечахъ въ Токмасъ и тѣмъ обезпечить дальнѣйшія операціи противъ Чима. Дѣйствительно, Пятигорцамъ удалось уже захватить передовыя укрѣпленія съ прикрытымъ путемъ и спуститься въ ровъ главнаго вала; но тутъ, на поворотѣ къ воротамъ, Бучкіевъ былъ раненъ пулею въ животъ.

Рядомъ съ Бучкіевымъ пало и 50 охотниковъ, шедшихъ впереди.

Чтобы выручить Пятигорцевъ, Комаровъ долженъ былъ предпринять противъ Токмаса рядъ усиленныхъ демонстрацій, граничившихъ по настойчивости и энергіи съ настоящимъ штурмомъ.

Что касается Сувари, то это укрѣпленіе было взято съ потерею только 3-хъ человѣкъ. Это заслуга проводника, проведшаго нашу колонну самымъ незамѣтнымъ образомъ. Трудно сказать теперь что-нибудь, но кажется если-бы Пятигорцы не свернули на Токмасъ, то Чимъ весьма легко достался-бы имъ въ руки: дорога на Сувари и Чимъ одна и та же, а потому, если такъ легко досталось первое укрѣпленіе, то нѣтъ основанія со-

Тот же текст в современной орфографии

Левая группа заключала в себе: два с половиной батальона несвижцев, один батальон кубанцев, две сотни осетинской милиции и три с половиной батареи или двацать восемь орудий. Эти войска должны были усиленною канонадой развлекать Лаз-тепеси и Шорахские укрепления, а двумя сотнями осетин, поддержанными стрелковою ротою, угрожать Мухлису.

Так называемая «обсервационная» гора была занята двумя ротами. Резерв Комарова стал за «Столовою» горой, а резерв Черемисинова между деревнями Чифтликом и Джаврою.

Три взвода саперов отданы Комарову, остальной Черемисинову.

Что касается кавалерии, то она, выставив аванпосты, для поддержания связи между пехотными колоннами сосредоточивалась в трех пунктах: у развалин Кюмбета, у Бозгалы и у Чифтлика. В первом пункте, между Бозгалой и Комацуром, стали два эскадрона нижегородцев и три сотни 7-го Оренбургского казачьего полка, под общим начальством полковника Кельнера. Во втором пункте — два эскадрона северцев и Гребенской полк, под командою полковника Батиевского, который должен был наблюдать пространство от Тадлитжи до Джавры. В третьем пункте, между Джаврой и Чахмауром, стали две с половиной сотни полтавских казаков под начальством полковника князя Эристова. Сверх того, в общий резерв генерала Дена назначены были два эскадрона северцев.

При исполнении диспозиции произошли некоторые отступления: полковник Бучкиев, пройдя оврагом половину пути к Чиму, вдруг свернул влево и полез на гору, чтобы сбить турецкую пехоту, вышедшую из Токмаса ему на фланг. Опрокинув турок, Бучкиев увязался за ними, рассчитывая ворваться на их плечах в Токмас и тем обеспечить дальнейшие операции против Чима. Действительно, пятигорцам удалось уже захватить передовые укрепления с прикрытым путем и спуститься в ров главного вала; но тут, на повороте к воротам, Бучкиев был ранен пулею в живот.

Рядом с Бучкиевым пало и пятьдесят охотников, шедших впереди.

Чтобы выручить пятигорцев, Комаров должен был предпринять против Токмаса ряд усиленных демонстраций, граничивших по настойчивости и энергии с настоящим штурмом.

Что касается Сувари, то это укрепление было взято с потерею только трех человек. Это заслуга проводника, проведшего нашу колонну самым незаметным образом. Трудно сказать теперь что-нибудь, но, кажется, если бы пятигорцы не свернули на Токмас, то Чим весьма легко достался бы им в руки: дорога на Сувари и Чим одна и та же, а потому, если так легко досталось первое укрепление, то нет основания со-