Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/159

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

боковъ высокими бортами, а спереди и сзади — высокимъ носомъ и высокою кормою.

Паровыя суда, употребленныя для переправы, принадлежали къ разряду обыкновенныхъ мелкихъ рѣчныхъ пароходовъ, какихъ много на Дунаѣ, съ помѣщеніемъ для 6 или 8 человѣкъ, и которыхъ было заготовлено 120 штукъ въ Галацѣ и 80 въ Браиловѣ.

Плоты состояли изъ девяти толстыхъ бревенъ, въ 28 метровъ длины и въ 60 или 70 центиметровъ толщины, скрѣпленныхъ между собою желѣзными связами и прикрытыхъ бревенчатою настилкою. Въ Галацѣ было 8 плотовъ такой конструкціи, а въ Браиловѣ отъ 60 до 65. Первые спеціально предназначались для перевозки артиллеріи со всею ея упряжью и доставки ея черезъ затопленныя разливомъ пространства на сухой берегъ Дуная. Плоты-же, изготовленные въ Браиловѣ, должны были служить составными частями плавучаго моста и замѣнять собою плашкоуты, вслѣдствіе чего они укрѣплялись на якоряхъ и промежутки между ними застилались тесомъ. Перекинутый, такимъ образомъ, черезъ всю рѣку мостъ удовлетворялъ всѣмъ условіямъ прочности и устойчивости. Вся длина перекинутаго подъ Браиловомъ черезъ рѣку составнаго моста, со включеніемъ мостковъ и дамбъ, занимала протяженіе въ цѣлую версту. Шедшія скорымъ шагомъ войска употребляли около двадцати минутъ для перехода съ одного берега на другой.

Относительно буксирныхъ пароходовъ достаточно замѣтить, что они были разныхъ размѣровъ и по наружному виду своему ничѣмъ не отличались отъ обыкновенныхъ буксирныхъ судовъ дунайскаго общества пароваго судоходства.

Всѣ эти приготовленія и приспособленія были задуманы и исполнены заранѣе, и войска ожидали только спаденія дунайскихъ водъ до такого уровня, при которомъ переправа боевыхъ грузовъ могла-бы совершиться безпрепятственно. Многіе предполагали, что продолжительность выжидательнаго періода обусловливается высокимъ горизонтомъ водъ, и что къ переправѣ будетъ приступлено лишь по возвращеніи ихъ въ дунайское ложе. Между тѣмъ, факты доказали противное, и по всей линіи русской позиціи закипѣла дѣятельность, какъ только спала вода на нѣсколько футовъ. Дальнѣйшаго пониженія нельзя было выжидать, такъ какъ, въ такомъ случаѣ, затопленныя пространства пришлось-бы переходить пѣшкомъ, и люди, и лошади, и, въ особенности, орудія увязли-бы въ трясинѣ.

9-го іюня, рано утромъ, одинъ русскій офицеръ генеральнаго штаба, въ сопровожденіи восьми казаковъ, переплылъ Дунай съ восточной стороны Галаца и, достигнувъ турецкаго берега, направился къ юго-востоку,

Тот же текст в современной орфографии

боков высокими бортами, а спереди и сзади — высоким носом и высокою кормою.

Паровые суда, употребленные для переправы, принадлежали к разряду обыкновенных мелких речных пароходов, каких много на Дунае, с помещением для шести или восьми человек, и которых было заготовлено сто двадцать штук в Галаце и восемьдесят в Браилове.

Плоты состояли из девяти толстых бревен в двадцать восемь метров длины и в шестьдесят или семьдесят центиметров толщины, скрепленных между собою железными связами и прикрытых бревенчатою настилкою. В Галаце было восемь плотов такой конструкции, а в Браилове от шестидесяти до шестидесяти пяти. Первые специально предназначались для перевозки артиллерии со всею ее упряжью и доставки ее через затопленные разливом пространства на сухой берег Дуная. Плоты же, изготовленные в Браилове, должны были служить составными частями плавучего моста и заменять собою плашкоуты, вследствие чего они укреплялись на якорях и промежутки между ними застилались тесом. Перекинутый таким образом через всю реку мост удовлетворял всем условиям прочности и устойчивости. Вся длина перекинутого под Браиловом через реку составного моста со включением мостков и дамб занимала протяжение в целую версту. Шедшие скорым шагом войска употребляли около двадцати минут для перехода с одного берега на другой.

Относительно буксирных пароходов достаточно заметить, что они были разных размеров и по наружному виду своему ничем не отличались от обыкновенных буксирных судов Дунайского общества парового судоходства.

Все эти приготовления и приспособления были задуманы и исполнены заранее, и войска ожидали только спадения дунайских вод до такого уровня, при котором переправа боевых грузов могла бы совершиться беспрепятственно. Многие предполагали, что продолжительность выжидательного периода обусловливается высоким горизонтом вод, и что к переправе будет приступлено лишь по возвращении их в дунайское ложе. Между тем факты доказали противное, и по всей линии русской позиции закипела деятельность, как только спала вода на несколько футов. Дальнейшего понижения нельзя было выжидать, так как в таком случае затопленные пространства пришлось бы переходить пешком, и люди, и лошади, и, в особенности, орудия увязли бы в трясине.

9 июня, рано утром, один русский офицер генерального штаба в сопровождении восьми казаков переплыл Дунай с восточной стороны Галаца и, достигнув турецкого берега, направился к юго-востоку