Страница:Heine-Volume-1.pdf/260

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 200 гг-

валъ патискъ самыхъ фатальныхъ человѣческихъ отбросковъ и спокойно выслушивалъ ихъ, — и виутренніе вздохи мои слышалъ только Онъ, награждающій добродѣтель.

Но и житейская мудрость повелГ.ваетъ намъ быть вѣжли-вымъ и не молчать сердито, а ужъ подавно не возражать сердито, когда какой-нибудь губчатый коммерціи совѣтникъ или тощій торговецъ сыромъ подсаживается къ намъ и заводить обіце-евроиейскій разговоръ словами: «сегодня прекрасная погода». Нельзя вѣдь знать, при какихъ обстоя-тельствахъ снова встретишься съ подобпымъ филистером», и тогда, пожалуй, горько раскаешься, что не отвѣчалъ ему вѣжливо: «погода очень хороша». Можетъ даже случиться, любезный читатель, что въ Касселѣ за іаЫе (ГЬбіе тебѣ придется сидѣть рядомъ съ упомянутымъ филистеромъ, и притомъ по лѣвую сторону отъ него, и онъ окажется тЬмъ человѣкомъ, предъ которымъ поставить блюдо съ жаре-нымъ карномъ и который будетъ весело раздавать сгообѣ-дающимъ. Такъ вотъ, если останется у него зубъ противъ тебя, то онъ все будетъ передавать тарелки направо, такъ что ты не получишь уже и кончика хвоста. Ибо,—увы!—ты именно тринадцатый за столомъ, а это всегда опасно, когда сидишь отъ раздающаго влѣво, тарелки же передаются вправо. А не получить ни кусочка карпа — большое бѣд-ствіе; послѣ потери національной кокарды — можеть-бьггь, самое большое. Филистеръ, причиняющій тебѣ это бѣдствіе, Сверхъ того, еще издѣвается надъ тобой и предлагаетъ тебѣ лавровый лнстъ, оставшійся въ красномъ соусѣ... ахъ! чтб проку въ лавровыхъ листьяхъ, когда при нихъ пѣть кар-повъ!.. Филистеръ же прищуриваетъ глазки, и хихикаегь, и лепечетъ: «Сегодня прекрасная погода».

Ахъ, милый другъ, можетъ случиться даже и такъ, что ты на какомъ-нибудь кладбищѣ очутишься въ могилѣ рядомъ съ этимъ самымъ филистеромъ, и когда въ судный день услышишь звукъ трубы и скажешь своему сосѣду: «Добрый другъ, потрудитесь протянуть мнѣ руку, чтобы я могъ встать, у меня лѣвая нога замерла отъ проклятаго долгаго лежанья» — то вдругъ увидишь хорошо знакомую филистерскую улыбку и услышишь язвительный голосъ: «Сегодня прекрасная погода»

ГЛАВА ВТОРАЯ.

«Сегодня прекрасная погода»...

Если бы, любезный читатель, ты слышалъ топъ, песрав-