Страница:Heine-Volume-1.pdf/605

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 605 —

въ Пруссіи, гдѣ даже бойцы національности напрасно старались отрекаться отъ своего славянскаго происхожденія. Въ этомъ отношеніи я больше хвалю моихъ швабовъ, которые, но крайней мѣрѣ, дѣйствуютъ честнѣе и имѣютъ больше права напирать на чистое германство расы. Ихъ нынѣшній главный оргадъ, «Трехмѣсячное Обозрѣніе», издаваемое барономъ Котта, одушевлено этою гордостью, и его редак-торъ, дипломатъ Келде (человѣкъ остроумный, но величай-тій болтунъ въ мірѣ, вѣроятно не удержавшій въ секретѣ ни одной государственной тайны), пропитанъ насквозь чув-етвомъ расы, и третье слово у него всегда — германская, романская и семитическая расы... Больше всего на свѣтѣ его огорчаетъ то, что поборникъ нѣмечничества, его люби-мецъ Вольфгангъ Менцель, носить на своемъ лицѣ всѣ признаки монгольскаго происхожденія.

Нахожу нужнымъ замѣтить здѣсь, что скучный, объемистый пасквиль, нацарапанный на меня недавно вйшеуно-мянутымъ «Трехмѣсячнымъ Обозрѣніемъ», я отнюдь не при* писываю простой тевтомапіи, даже не личной злобѣ. Я долго думалъ, что авторъ этой статьи, нѣкто Г. Нф., хотѣлъ отомстить ею за своего друга Менцеля. Но любовь къ нравдѣ заставляетъ меня сознаться въ моемъ заблужденіи. Я получилъ обь этомъ съ разныхъ сторонъ болѣе вѣрныя свѣдѣнія.—«Дружба,—сказалъ мнѣ недавно Одинъ честный швабъ,—между Менцелемъ и вышеупомянутымъ Г. Пф. состоитъ только въ томъ, что послѣдній помогаетъ Менцелю, не знающему по-французски, своимъ знаніемъ этого языка. А что касается нападокъ на васъ, то въ нихъ совсѣмъ нѣтъ такого злого умысла; Г. Пф., былъ прежде величайшимъ поклонникомъ вашихъ произведеній, и если теперь онъ такъ пламенно возстаетъ протйвъ ихъ безнравственности, то это для того, чтобы придать себѣ видъ строго добродѣтельнаго человѣка и хоть отчасти сбросить съ себя тяготЬвшее надъ нимъ подозрѣніе въ занятіяхъ сократовскою любовью».

Я охотно бы избѣжааъ выраженія «сократовская любовь», но это подлинныя слова доктора Д...ра, сообщившаго мнѣ эту невинную тайну. Докторъ Д....ръ, который, конечно, не обидѣлся бы, если бы я сообщилъ его полную фамилію,— человѣкъ весьма умный и одушевленный любовью къ правдѣ, которая высказывается во всемъ его существѣ. Такъ какъ онъ въ настоящее время въ Лондонѣ, то я, безъ предвари-тельнаго соглашенія съ нимъ, не могъ объявить его

фами-лію печатно; но она къ услугамъ того, кто этого пожелаетъ,