Страница:Instead of book.djvu/115

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— 101 —

Что такое сопротивленіе.

(ЫЪегіу 26 декабря 1891 г.)

Къ редактору ЫЪегіу.

1. Считаете ли вы правильнымъ мнѣніе, недавно высказанное ЫЬегіу, что анархизмъ допускаетъ существованіе полиціи, тюремъ и другихъ формъ примѣненія силы? Не слѣдовало ли бы лучше сказать, что анархизмъ предвидитъ, что тѣ, кто желаетъ такихъ средствъ защиты, должны будутъ и сами расплачиваться за нихъ; тѣ же, кто предпочитаетъ нныя средства, будутъ оплачивать только тѣ услуги, которыя имъ желательны?

2. Въ самомъ дѣлѣ, все ученіе о целесообразности примѣненія силы дротивъ нападающаго, въ чемъ, какъ вы знаете, я всегда сомнѣвался, падаетъ, мнѣ кажется, съ той минуты, какъ мы возводимъ эгоизмъ въ •основу нашего мышленія. Называть человѣка нападающихмъ значитъ возвращаться къ доктринѣ природной развращенности, значитъ не признавать того, что всѣ желанія въ смыслѣ нравственной оцѣнки равны между собою, что, поэтому, нашей задачей должно быть отысканіе самаго цѣлесо-образнаго нріема, посредствомъ котораго можно было бы удовлетворить возможно большее количество желаній каждаго. Утверждать, что опредѣ-ленная формула, предложенная нами въ этихъ цѣляхъ, есть сама «справедливость» и что, поэтому, всѣ тѣ, кто не считается съ нею, поступа-ютъ «несправедливо», и потому должны быть приведены къ повиновевію посредствомъ насилія,—значитъ поступать совершенно такъ, какъ тѣ, кто говоритъ, что открытая ими формула нормированія поведенія есть крите-рій правомѣрности, и что они поэтому будутъ насильно приводить къ под-чиненію тѣхъ, кто поступаетъ «неправомѣрно».

3. Когда я проникаюсь чувствомъ эгоизма, мнѣ начинаетъ казаться^ что основною моею потребностью является не свобода, а прекращеніе на-•силія, мѣшающаго мнѣ удовлетворять свои желанія.

Мы получимъ свободу посредствомъ прекращенія насилія, но вѣдь ■свобода скорѣе цѣль, чѣмъ средство.

4. «Мы требуемъ свободы», говорятъ анархисты«. Прекрасно», отвѣ-чаетъ имъ большинство, «но мы не видимъ никэкихъ основаній, почему мы должны забыть о нашемъ желаніи надзирать за вами, и, если вы эгоисты, то вы понимаете, что мы слѣдуемъ при этомъ вашимъ же собствен-нымъ правиламъ».—«Правда», отвѣчаемъ мы имъ, «но позвольте вамъ указать, что въ вашихъ же интересахъ дать намъ свободу».—«Въ настоящее время мы убѣждены въ противномъ», говорятъ они, «мы убѣж-дены въ томъ, что вы хотите ниспровергнуть учрежденія, которыя мы же-лаемъ сохранить».—«Мы дѣйствительно этого хотимъ», возражаемъ мы имъ, «но мы не желаемъ насиловать вашей воли, не желаемъ мѣшать вамъ дѣлать все, что вамъ угодно, подъ тѣмъ ѵсловіемъ, конечно, что

ваши поступки не будутъ клониться къ тому, чтобы мѣшать намъ въ