Страница:Istorichesky Vestnik Vol.XV 1884.pdf/198

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

195

де& можно, конечно, спорить, какъ можно оспаривать и подробности апологической оцѣнки характеровъ Минина и Пожарсваго почтеннымъ авторомъ; но онъ правъ безспорно, и по отношенію къ этимъ историческимъ личностямъ, и вообще, когда говорить, что у исторіи особая мѣра нравственной оцѣнки людскихъ дѣлъ и подвиговъ—«это мѣра достигаем&го тѣмп дѣлами и подвигами всенароднаго (общечеловѣческаго) счастія, мѣра достигаемой не ложной, а истинной и всесторонней свободы для всѣхъ, для всего народа и для всего человѣческаго рода, ибо родовое, но отнюдь не видовое, не сословное, но всенародное общечеловѣческоѳ счастіе и свобода и составляюсь прямую, да и единственную цѣль общечеловѣческаго всенароднаго развитія».

«Кто служилъ и служить этой цѣли, тотъ самъ собою пріобрѣтаетъ въ исторін славное великое имя спасителя и устроителя человѣческаго счастья; кто отбиваетъ народное раавитіе отъ этой цѣли, тотъ самъ собою пріобрѣ-таетъ въ исторіи заслуженное осужденіе и даже проклятіе потомства».

Это — прекрасный слова, и, становясь на эту, единственно вѣрную и твердую въ исторической наукѣ, точку зрѣпія, мы, раэумѣется, должны прн-внать Минина и Пожарскаго несомнѣнными народными героями, незабвенными подвижниками блага, спасенія и историческаго развитія русской Земли!

Родъ Кяя8ѳй Зацѣпиныхъ. Исторнчѳскій романъ, соч. Шардина. Два тома. Спб. 1883 г.

Судьба русскаго историческаго романа довольно странная. Вызванный вліяніемъ геніальныхъ проивведеній Вальтеръ-Скотта, онъ начался у насъ въ эпоху, далеко неблагопрІятную для этого рода искусства. Сочувствіе къ старой русской жизни, подъ вліяпіемъ вападно-европейскаго образованія, было еще крайне слабо, изучевіе нашей народности едва только начиналось, иногія стороны и явленія нашей исторіи составляли предметъ невыясненный и спорный, количество обнародованныхъ письменныхъ памятниковъ, въ родѣ мемуаровъ и историческихъ ваписокъ, было скудно до крайности. Матеріа-ломъ для романиста, покушавшагося изобразить какую-нибудь, болѣе или ненѣе отдаленную эпоху нашей общественной живни, служила только исто-рія Карамзина да небольшое число другихъ историческихъ монографій. То, что англійскій романистъ видѣлъ наглядно въ массѣ сохранившихся и всѣмъ доступныхъ памятникахъ, у насъ нужно было внимательно изучать и даже угадывать. Вотъ почему русскій историческій романъ въ первую эноху его существованія представляетъ не много капитальныхъ проивведеній. Даже въ сочипеніяхъ такихъ даровитыхъ писателей, какъ Загоскинъ и Лажечпи-ковъ, въ настоящее время видны крупные недостатки, зависящіе преимущественно отъ бѣдности тогдашней исторической литературы. Только ге-ніальной чуткости Пушкина и Гоголя удалось создать такія произведенія, какъ «Капитанская Дочка» и «Тарасъ Вульба», которыя составляютъ гордость нашей литературы и могутъ быть поставлены на ряду съ самыми лучшими романами Вальтеръ-Скотта. Можду.тѣмъ успѣхъ первыхъ, хотя не совершенныхъ, но вамѣчательныхъ по своей новости сочиненій въ этомъ

Мих. Н—ѳвжчъ