Страница:Istorichesky Vestnik Vol.XV 1884.pdf/306

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

304 - С. В. Максимовъ ——

Вятской губерніи), куда онъ сходилъ полѣчить лошадей, чистилъ имъ горло, а кстати и мимоходомъ ворожилъ на водѣ и поколдо-валъ. Изъ этой же Сибири идутъ въ «Трбичину» (Кадниковскаго уѣзда, Вологодской Губерніи) скотскія кожи на выдѣлку, и иэъ «Горянщины» съ трехъ волостей (той же Вятской губерніи и уѣзда) везутъ дешовую мебель на купеческій и чиновничій вкусъ и обиходъ, въ какую нибудь несчастную Осу, или въ богатый и богомольный Кунгуръ. Считая за Сибирь всѣ тѣ мѣстности, гдѣ приходится кормиться зимнимъ временемъ отъ своего мастерства и досужества, эти промышленные люди покааываютъ, что и въ самомъ дѣлѣ тамъ много отличій и въ людяхъ, и въ жизни. Всѣ разсказы сводятся на то, что тамошній народъ живетъ не въ примѣръ сытдѣе и богаче; денегъѵу нихъ довольно, потому что все покупаютъ готовымъ, и на мѣну идутъ неохотно. А вотъ и поличное: розсыпчатый зернистый липовый медъ, крупная тяжелая щетина, пушистый лѣсной эвѣрокъ и мерлушка, и жирная вкусная рыба: все это хорошо потому, что также выростаетъ и живетъ на волѣ и сытно питается. Во всякомъ случаѣ несомнѣ-ненъ тотъ фактъ, что въ сѣверной, лѣсной Россіи, до Нижегородской ярмарки и московскаго гостиннаго двора включительно, Сибирь принимается въ старинномъ, истинномъ смыслѣ и признается за Сибирь весь востокъ Россіи по ту сторону рѣки Камы, а еще вѣрнѣе—всѣ мѣстности отъ лѣваго берега Вятки съ неи8бѣжнымъ подозрѣніемъ и на ближайшія къ нимъ,—по сосѣдству.

Подъ впечатлѣніемъ такихъ спутанныхъ данныхъ, съ откры-тымъ вопросомъ, привелось мнѣ переѣхать Уралъ — несомнѣнную границу Европы и Азіи (о чемъ въ наученіе всѣмъ ясно написано даже на спопутномъ пограничномъ столбѣ).

Вотъ несомнѣнное начало азіатскаго материка и вѣроятное начало Сибири. Можно бы, кажется, и успокоиться, начиная свои наблюденія въ этомъ прямомъ направленіи. Но продолжаютъ еще путаться заводы, съ тѣии характерными обстоятельствами, который исключили въ нихъ все національное, и представляютъ какъ бы отдѣлЬную страну и особое государство; — и очень не кстати лѣ-зетъ въ глаза и особенно мѣшаетъ Екатеринбурга Онъ, получивши прозваніе по имени жены Преобразователя, намѣренно и энергически силится походить на тотъ городъ, который получилъ имя самого Преобразователя. Болѣе, чѣмъ полуторавѣковын стремленія его все въ одномъ и томъ же направленіи, дѣйствительно, обставили его такнмъ множествомъ особенностей, что представленія о какой-то новой странѣ и иномъ народѣ уже окончательно спутываются и затемняются. Этотъ искуственно созданный городъ успѣлъ, однако, хорошо приспособиться къ мѣстныхъ условіямъ и казаться въ то же время особеннымъ, но все-таки еще здѣсь не

Сибирь, хотя и торгуетъ сибирскими самоцвѣтными камнями, са-