Сёмбатъ Багратуни умеръ вскорѣ послѣ отъѣзда греческаго императора. Для избранія ему преемника, патріархъ Нерсесъ созвалъ на совѣщаніе главныхъ армянскихъ князей и выборъ собравшихся палъ на ишкана[1] Гамазаспа Мамиконьяна, который и былъ утвержденъ греческимъ императоромъ въ званіи куропалата. Но аравитяне уже считали за собою право распоряжаться судьбами армянъ и за ихъ обращеніе къ грекамъ предали смерти болѣе полуторы тысячи армянскихъ заложниковъ.
Между тѣмъ въ мірѣ мослеминовъ произошли важныя перемѣны. Правовѣрные раздѣлились на двѣ секты: суннитовъ и шіитовъ[2]. Моавія, сирійскій намѣстникъ и глава суннитовъ, возсталъ противъ Али, четвертаго халифа, двоюроднаго брата Магомета и женатаго на дочери пророка, Фатимѣ. Али палъ отъ руки убійцы и Моавія занялъ его мѣсто. Тогда патріархъ Нерсесъ, вслѣдствіе казней надъ армянскими заложниками, оставилъ грековъ и обратился къ халифу Моавія съ просьбою объ утвержденіи новаго правителя Арменіи, въ которые армяне избрали брата Гамазаспа, Григорія Мамиконьяна, бывшаго въ то время въ числѣ заложниковъ у аравитянъ. Новый правитель немедленно былъ отпущенъ и время его двадцати-четырехъ-лѣтняго управленія протекло спокойно. Но послѣ его гибели въ бою съ хозарами, Арменія подверглась новымъ внутреннимъ двухлѣтнимъ смутамъ, которыя затихли когда власть перешла къ Ашотъ Багратуни 686. Ашоту Багратуни. Новый правитель, поручивъ войска своему брату Сёмбату, призналъ себя данникомъ халифовъ. Греки, ожидавшіе, что онъ не послѣдуетъ примѣру своего предшественника, тотчасъ же отмстили Арменіи страшными опустошеніями. Съ своей стороны, аравитяне, подозрѣвая между Ашотомъ и греками тайное соглашеніе, вторгнулись въ южныя провинціи Арменіи, разбили и убили Ашота
- ↑ Равнозначащее князю.
- ↑ Сунниты признали собраніе преданій о Магометѣ, т. е. книгу Сунну — священною книгою, шіиты же (отступники) отвергли Сунну.
Въ наше время турки и арабы признаютъ сунну, а персы нѣтъ.
Сёмбат Багратуни умер вскоре после отъезда греческого императора. Для избрания ему преемника патриарх Нерсес созвал на совещание главных армянских князей и выбор собравшихся пал на ишкана[1] Гамазаспа Мамиконьяна, который и был утвержден греческим императором в звании куропалата. Но аравитяне уже считали за собой право распоряжаться судьбами армян и за их обращение к грекам предали смерти более полуторы тысячи армянских заложников.
Между тем в мире мослеминов произошли важные перемены. Правоверные разделились на две секты: суннитов и шиитов[2]. Моавия, сирийский наместник и глава суннитов, восстал против Али, четвертого халифа, двоюродного брата Магомета и женатого на дочери пророка Фатиме. Али пал от руки убийцы и Моавия занял его место. Тогда патриарх Нерсес, вследствие казней над армянскими заложниками, оставил греков и обратился к халифу Моавия с просьбою об утверждении нового правителя Армении, в которые армяне избрали брата Гамазаспа, Григория Мамиконьяна, бывшего в то время в числе заложников у аравитян. Новый правитель немедленно был отпущен и время его двадцатичетырехлетнего управления протекло спокойно. Но после его гибели в бою с хозарами Армения подверглась новым внутренним двухлетним смутам, которые затихли когда власть перешла к Ашот Багратуни 686 Ашоту Багратуни. Новый правитель, поручив войска своему брату Сёмбату, признал себя данником халифов. Греки, ожидавшие, что он не последует примеру своего предшественника, тотчас же отмстили Армении страшными опустошениями. С своей стороны, аравитяне, подозревая между Ашотом и греками тайное соглашение, вторглись в южные провинции Армении, разбили и убили Ашота