Страница:Istorija armenii (abaza va 1888).djvu/76

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена
69

вый правитель оказалъ имъ во многихъ случаяхъ полную справедливость, разорялъ города и села только при сопротивленіи оружіемъ и никогда послѣ выраженія подчиненности. Довѣріе армянскихъ князей и нахараровъ къ Кашему возростало со дня на день, а Кашемъ, въ свою очередь, со дня на день усиливалъ размѣръ своихъ обѣщаній. Но вотъ однажды онъ созвалъ главнѣйшихъ нахаровъ на совѣщаніе въ Нахичевань. Подъ предлогомъ предосторожности въ спорахъ, онъ ихъ сначала обезоружилъ, потомъ подъ предлогомъ благочестія пригласилъ ихъ побывать въ церкви, которую за ними тотчасъ же заперли и подожгли со всѣхъ сторонъ. Сожженіе армянскихъ князей 704.Спаслись отъ этой казни два, три князя, недовѣрявшіе добродѣтели аравійскаго остикана, — край же весь былъ теперь занятъ безъ сопротивленія.

Послѣ Кашема прошелъ цѣлый рядъ остикановъ[1]; гнетъ ихъ не дѣлался легче, всѣ они мало заботились о странѣ, и много заботились лишь о наживѣ. Изъ нихъ, Іезидъ, желая ограбить богатый монастырь св. Григорія Багреванской области, прибылъ однажды туда на ночлегъ. Утромъ, на зарѣ, монахи этого монастыря были поражены новостью, что одинъ изъ невольниковъ остикана, съ вечера живой и здоровый, теперь найденъ въ оврагѣ мертвымъ. Слѣды удушенія были очевидны, и Іезидъ обвинилъ монаховъ въ преступленіи. Надъ монахами разразилась казнь, — монастырь же, по праву возмездія, былъ ограбленъ на законномъ основаніи. Другой остиканъ, Хузима, плѣнившись, помѣстьями патріарха Іосифа, въ окрестностяхъ города Двинъ, не получилъ ихъ въ даръ и предложилъ за нихъ плату. Не помогло и это предложеніе. Тогда Іосифъ немедленно былъ обвиненъ въ какихъ-то замыслахъ и брошенъ въ тюрьму. Въ знакъ великодушія остикана, заключенный патріархъ былъ избавленъ отъ палочныхъ ударовъ, — ограничились только наложеніемъ оковъ. На другой день, въ присутствіи

  1. Имена остикановъ до Ашота Багратуни, сдѣлавшагося армянскимъ царемъ: Абд-Аллахъ, Іезидъ, Кашемъ, Валидъ, Мохамметъ, Абд-Аласизъ, Мерванъ, армянинъ Сахакъ Багратуни, Сулейманъ, Бекиръ, Хасанъ, другой Іезидъ, Обайдулла, Хузима, Хулъ, Абу-Саадъ, Юсуфъ, Шекхи.
Тот же текст в современной орфографии

вый правитель оказал им во многих случаях полную справедливость, разорял города и села только при сопротивлении оружием и никогда — после выражения подчиненности. Доверие армянских князей и нахараров к Кашему возрастало со дня на день, а Кашем, в свою очередь, со дня на день усиливал размер своих обещаний. Но вот однажды он созвал главнейших нахараров на совещание в Нахичевань. Под предлогом предосторожности в спорах он их сначала обезоружил, потом под предлогом благочестия пригласил их побывать в церкви, которую за ними тотчас же заперли и подожгли со всех сторон. Сожжение армянских князей 704Спаслись от этой казни два-три князя, не доверявшие добродетели аравийского остикана, край же весь был теперь занят без сопротивления.

После Кашема прошел целый ряд остиканов[1]; гнет их не делался легче, все они мало заботились о стране и много заботились лишь о наживе. Из них Иезид, желая ограбить богатый монастырь святого Григория Багреванской области, прибыл однажды туда на ночлег. Утром, на заре, монахи этого монастыря были поражены новостью, что один из невольников остикана, с вечера живой и здоровый, теперь найден в овраге мертвым. Следы удушения были очевидны, и Иезид обвинил монахов в преступлении. Над монахами разразилась казнь, монастырь же, по праву возмездия, был ограблен на законном основании. Другой остикан, Хузима, пленившись поместьями патриарха Иосифа в окрестностях города Двин, не получил их в дар и предложил за них плату. Не помогло и это предложение. Тогда Иосиф немедленно был обвинен в каких-то замыслах и брошен в тюрьму. В знак великодушия остикана заключенный патриарх был избавлен от палочных ударов — ограничились только наложением оков. На другой день в присутствии

  1. Имена остиканов до Ашота Багратуни, сделавшегося армянским царем: Абд-Аллах, Иезид, Кашем, Валид, Мохаммет, Абд-Аласиз, Мерван, армянин Сахак Багратуни, Сулейман, Бекир, Хасан, другой Иезид, Обайдулла, Хузима, Хул, Абу-Саад, Юсуф, Шекхи.