Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/117

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

были въ Клинъ, 3-го въ полдень — въ Тверь, 4-го въ Торжокъ, затѣмъ въ Вышній-Волочекъ, 5-го — на Хотѣловскій ямъ, 7 августа они прибыли въ Новгородъ. Изъ Новгорода во Псковъ они пришли 10 августа, и т. д. до рубежа. Въ Клинъ сумки были привезены уже подмоченными, а записной столбецъ оказался обмоченнымъ и изодраннымъ; на Загорскій ямъ (передъ Псковомъ) они прибыли съ новымъ изъяномъ: у одной сумки печати были попорчены.

Обратный путь былъ также не совсѣмъ благополученъ. Того же 10 августа почтарь привезъ съ рубежа сумки и „грамотку нѣмецкаго письма“ въ Печоры; въ тотъ же день они уже были во Псковѣ и Загорьѣ, 11-го во Мшагѣ, 12-го — въ Новгородѣ, 13-го — на Крестецкомъ яму, 14-го — на Хотѣловскомъ (и уже на одной сумкѣ печать была попорчена); въ Вышній-Волочекъ одна сумка прибыла уже съ распоротымъ угломъ, и т. д.

Вслѣдствіе того, что запись плохо сохранилась, и многихъ датъ въ ней не достаетъ, можно только догадываться, что назадъ сумки шли нѣсколько скорѣе; все таки, въ общемъ надо предполагать, что на это путешествіе уходило около 3 недѣль.

Перейдемъ теперь къ Виленской почтѣ.

Понятіе объ устройствѣ Виленской почты даютъ намъ: 1) проектъ, составленный Виленскимъ почтмейстеромъ Рейнгольдомъ Бисингомъ и 2) память изъ Посольскаго приказа въ Ямской 9 марта 1669 года.

Проектъ Бисинга, составленный имъ по предложенію переводчика Посольскаго приказа Лаврецкаго 10 февр. 1669 г., былъ принятъ Леонтьемъ Марселисомъ, прибывшимъ въ Вильну въ мартѣ 1669 г., повидимому, безъ измѣненій. Въ актахъ послѣдующаго времени о Лаврецкомъ не говорится ничего, а договоръ 1669 г. приписывается лично Марселису[1].

  1. Мы можемъ съ нимъ познакомиться по копіи, попавшей въ „Выписку о первоначальномъ заведеніи… почтъ въ Россіи“ (Рукоп.
Тот же текст в современной орфографии

были в Клин, 3-го в полдень — в Тверь, 4-го в Торжок, затем в Вышний-Волочек, 5-го — на Хотеловский ям, 7 августа они прибыли в Новгород. Из Новгорода во Псков они пришли 10 августа, и т. д. до рубежа. В Клин сумки были привезены уже подмоченными, а записной столбец оказался обмоченным и изодранным; на Загорский ям (перед Псковом) они прибыли с новым изъяном: у одной сумки печати были попорчены.

Обратный путь был также не совсем благополучен. Того же 10 августа почтарь привез с рубежа сумки и „грамотку немецкого письма“ в Печоры; в тот же день они уже были во Пскове и Загорье, 11-го во Мшаге, 12-го — в Новгороде, 13-го — на Крестецком яму, 14-го — на Хотеловском (и уже на одной сумке печать была попорчена); в Вышний-Волочек одна сумка прибыла уже с распоротым углом, и т. д.

Вследствие того, что запись плохо сохранилась, и многих дат в ней не достает, можно только догадываться, что назад сумки шли несколько скорее; всё-таки, в общем надо предполагать, что на это путешествие уходило около 3 недель.

Перейдем теперь к Виленской почте.

Понятие об устройстве Виленской почты дают нам: 1) проект, составленный Виленским почтмейстером Рейнгольдом Бисингом и 2) память из Посольского приказа в Ямской 9 марта 1669 года.

Проект Бисинга, составленный им по предложению переводчика Посольского приказа Лаврецкого 10 февр. 1669 г., был принят Леонтьем Марселисом, прибывшим в Вильну в марте 1669 г., по-видимому, без изменений. В актах последующего времени о Лаврецком не говорится ничего, а договор 1669 г. приписывается лично Марселису[1].

  1. Мы можем с ним познакомиться по копии, попавшей в „Выписку о первоначальном заведении… почт в России“ (Рукоп.