Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/152

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

не додано жалованья 50 руб., за 177 — 600 рублей, а за 179 г. двухсотъ; да загонныхъ денегъ не выдано за четыре года вовсе. И вотъ теперь, въ довершеніе всего, воевода, за медленность почтовой ѣзды, наказалъ ихъ — билъ батогами. Ямщики умоляютъ выдать имъ всѣ заслуженныя ими деньги, чтобы имъ отъ почтовой скорой и тяжелой ѣзды совсѣмъ не пропасть и не терпѣть безвинно наказанія.

Характеристику отношенія ямщиковъ - почтарей къ дѣлу даетъ Петръ Марселисъ въ своей „сказкѣ“, поданной 14 мая 1669 г. въ Посольскій приказъ[1]. Онъ рѣшительно заявляетъ, что почта медленно ходитъ потому, что у почтарей нѣтъ усердія къ дѣлу, ѣздятъ они по своей волѣ, какъ имъ нравится: имъ слѣдуетъ довозить почту отъ Москвы до Печоры на 7-й день, а они довозятъ на 10-й или 11-й; въ Новгородъ они могли бы пріѣхать на 4-й день, а они являются на 6-й, 7-й и даже 8-й день. Отъ Москвы до Кадина они могли-бы поспѣть на 4-й, а въ крайнемъ случаѣ на 5-й день, а они проводятъ въ дорогѣ 7, 8 и 9 дней. Заграницей, прибавляетъ Марселисъ, часъ прибытія почты всегда опредѣленъ точно; на перемѣну лошадей идетъ не болѣе полчаса. Слѣдуетъ и у насъ отмѣчать часъ прихода и отъѣзда почты на всѣхъ ямахъ[2], тогда можно будетъ ясно видѣть, кто запаздываетъ. Слѣдуетъ также между Можайскомъ и Вязьмою, гдѣ разстояніе слишкомъ велико, устроить еще одну перемѣну лошадей въ с. Великомъ. Если почта будетъ ходить аккуратно, то изъ Риги извѣстія будутъ получаться на 11—12 день; а изъ Вильны — на 8-й и 9-й.

Послѣ этого заявленія Петра Марселиса сдѣлано было напоминаніе въ Ямской приказъ, но тамъ, пови-

  1. Т. II, № 19 (стр. 27).
  2. Это и дѣлалось (выше мы познакомились съ „записнымъ столбцомъ“), но, очевидно, далеко не всегда.
Тот же текст в современной орфографии

не додано жалованья 50 руб., за 177 — 600 рублей, а за 179 г. двухсот; да загонных денег не выдано за четыре года вовсе. И вот теперь, в довершение всего, воевода, за медленность почтовой езды, наказал их — бил батогами. Ямщики умоляют выдать им все заслуженные ими деньги, чтобы им от почтовой скорой и тяжелой езды совсем не пропасть и не терпеть безвинно наказания.

Характеристику отношения ямщиков - почтарей к делу дает Петр Марселис в своей „сказке“, поданной 14 мая 1669 г. в Посольский приказ[1]. Он решительно заявляет, что почта медленно ходит потому, что у почтарей нет усердия к делу, ездят они по своей воле, как им нравится: им следует довозить почту от Москвы до Печоры на 7-й день, а они довозят на 10-й или 11-й; в Новгород они могли бы приехать на 4-й день, а они являются на 6-й, 7-й и даже 8-й день. От Москвы до Кадина они могли бы поспеть на 4-й, а в крайнем случае на 5-й день, а они проводят в дороге 7, 8 и 9 дней. Заграницей, прибавляет Марселис, час прибытия почты всегда определен точно; на перемену лошадей идет не более полчаса. Следует и у нас отмечать час прихода и отъезда почты на всех ямах[2], тогда можно будет ясно видеть, кто запаздывает. Следует также между Можайском и Вязьмою, где расстояние слишком велико, устроить еще одну перемену лошадей в с. Великом. Если почта будет ходить аккуратно, то из Риги известия будут получаться на 11—12 день; а из Вильны — на 8-й и 9-й.

После этого заявления Петра Марселиса сделано было напоминание в Ямской приказ, но там, по-ви-

  1. Т. II, № 19 (стр. 27).
  2. Это и делалось (выше мы познакомились с „записным столбцом“), но, очевидно, далеко не всегда.