Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/205

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

изъ торговыхъ людей о злоупотребленіяхъ какого-нибудь воеводы, Виніусъ грозилъ ему кнутомъ, лишеніемъ имѣнія, смертію и пр., если онъ не исправится[1]. Узнавать обо всемъ помогали ему также тайные агенты. Была мѣстность, съ которой воеводы доставляли въ казну ежегодно по 600 руб. Виніусъ назначилъ туда воеводу, который въ первый же годъ сообщилъ, что царскій приходъ составляетъ 10.000 рублей. Жалобы на воеводъ вообще выслушивались Виніусомъ съ большимъ вниманіемъ. Такъ напр., по жалобѣ красноярцевъ, былъ привлеченъ къ отвѣтственности Данила Полянскій[2] и красноярскіе воеводы Башковскіе и Семенъ Дурново[3]; обращено вниманіе на жалобы жителей на притѣсненія митрополичьихъ чиновниковъ[4].

Какъ на примѣръ суроваго обращенія со взяточниками, Корбъ указываетъ на судьбу кн. Черкасскаго, изобличеннаго Виніусомъ во взяткахъ, которыя онъ собиралъ не лично, а черезъ подчиненныхъ. Черкасскій былъ возведенъ на эшафотъ, но пощаженъ, битъ кнутомъ и сосланъ на галеры[5].

Въ 1697 г. были посланы на Верхотурье двѣ царскихъ грамоты, въ которыхъ воеводѣ предписано было вести запись ссыльнымъ людямъ съ указаніемъ, гдѣ они остаются и слѣдить за тѣмъ, чтобы они занимались трудомъ, а не бродяжничествомъ[6]. Грамота 1698 г. Иркутскому воеводѣ по тому же вопросу еще рѣшитель-

  1. См. напр. Акты Ист., т. V, № 284.
  2. Письма и бумаги П. В., I, 808.
  3. Пам. Сиб. Ист. XVIII в., I, 38. О письмѣ Башковскаго къ Виніусу см. Обозрѣніе... Н. Оглоблина, Чт. М. О. ист. и др. 1900, кн. III, 330.
  4. Акты Ист., т. V, № 273.
  5. Корбъ, 266—267. Цѣлый рядъ розыскныхъ дѣлъ о злоупотребленіяхъ различныхъ должностныхъ лицъ въ Сибири за это время можно найти въ столбцахъ и книгахъ Сибирскаго приказа въ Моск. Архивѣ Мин. Юстиціи (см. Обозрѣніе… Н. Н. Оглоблина, Чт. М. Общ. ист. и древн. за вышеуказанные годы).
  6. Акты Ист., т. V, № 271.
Тот же текст в современной орфографии

из торговых людей о злоупотреблениях какого-нибудь воеводы, Виниус грозил ему кнутом, лишением имения, смертью и пр., если он не исправится[1]. Узнавать обо всём помогали ему также тайные агенты. Была местность, с которой воеводы доставляли в казну ежегодно по 600 руб. Виниус назначил туда воеводу, который в первый же год сообщил, что царский приход составляет 10.000 рублей. Жалобы на воевод вообще выслушивались Виниусом с большим вниманием. Так напр., по жалобе красноярцев, был привлечен к ответственности Данила Полянский[2] и красноярские воеводы Башковские и Семен Дурново[3]; обращено внимание на жалобы жителей на притеснения митрополичьих чиновников[4].

Как на пример сурового обращения со взяточниками, Корб указывает на судьбу кн. Черкасского, изобличенного Виниусом во взятках, которые он собирал не лично, а через подчиненных. Черкасский был возведен на эшафот, но пощажен, бит кнутом и сослан на галеры[5].

В 1697 г. были посланы на Верхотурье две царских грамоты, в которых воеводе предписано было вести запись ссыльным людям с указанием, где они остаются и следить за тем, чтобы они занимались трудом, а не бродяжничеством[6]. Грамота 1698 г. Иркутскому воеводе по тому же вопросу еще решитель-

  1. См. напр. Акты Ист., т. V, № 284.
  2. Письма и бумаги П. В., I, 808.
  3. Пам. Сиб. Ист. XVIII в., I, 38. О письме Башковского к Виниусу см. Обозрение... Н. Оглоблина, Чт. М. О. ист. и др. 1900, кн. III, 330.
  4. Акты Ист., т. V, № 273.
  5. Корб, 266—267. Целый ряд розыскных дел о злоупотреблениях различных должностных лиц в Сибири за это время можно найти в столбцах и книгах Сибирского приказа в Моск. Архиве Мин. Юстиции (см. Обозрение... Н. Н. Оглоблина, Чт. М. Общ. ист. и древн. за вышеуказанные годы).
  6. Акты Ист., т. V, № 271.