Страница:Kozlovsky pervye pochty t1 1913.pdf/249

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница выверена

Игн. Украинцова. Дѣло въ томъ, что Украинцовъ, по излишней осторожности, скрылъ отъ нашего посла при Цесарскомъ дворѣ свѣдѣнія о нашихъ военныхъ дѣйствіяхъ подъ Азовомъ, чѣмъ замедлилъ дѣйствія нѣмцевъ. „Скажи ему, заключаетъ Петръ свое письмо — что чего онъ не допишетъ на бумагѣ, то я допишу ему на спинѣ“[1]. Виніусъ исполнилъ порученіе царя и въ письмѣ отъ 29 іюля просилъ прощенія для своего свояка. Въ письмѣ приводятся, по обыкновенію, заграничные слухи, особенно по поводу кандидатуръ на польскій престолъ[2].

Но этотъ отвѣтъ еще не былъ полученъ Петромъ, какъ царь пишетъ краткое, но восторженное письмо о взятіи Азова (отъ 20 іюля)[3]. Виніусъ отвѣчалъ на это не менѣе восторженнымъ, но длиннымъ письмомъ (отъ 1 авг.). Вотъ отрывокъ изъ этого письма: „Радуйся, о непобѣдимый нашъ великій царю, превосшелъ еси Александра древняго: той бо, аще видѣніемъ плѣненныхъ Даріевой жены и дщери красотою ихъ не уязвися, обаче о побѣдахъ своихъ превознесся и не даде славы Богу, но себѣ вся приписалъ есть; но ты, великій нашъ государь, Богу небесному приписалъ еси и трудамъ своихъ рабовъ вѣрныхъ. Радуйся, великій нашъ монархъ, иже никакими трудами непреборимъ былъ еси, и еще прежде взятія града того, вѣрою подобно Исусу Навину взятіемъ себя обнадежилъ еси. Радуйся, праведній нашъ великій воине, иже своихъ враговъ не точію оружіемъ, но милосердіемъ праведнымъ побѣдилъ еси и толикихъ враговъ поганскихъ животомъ дарова. Тѣмъ же да про-

  1. Письма и бумаги П. В., I, 89—90.
  2. Письма и бумаги П. В., I, 591. Украинцовъ, человѣкъ очень способный и трудолюбивый, не ладилъ съ придворною средою. Позже онъ былъ отправленъ посломъ въ Турцію, но это порученіе считалось не столько почетнымъ, сколько опаснымъ, какъ сообщалъ объ этомъ по секрету Виніусъ бранденбургскому послу (Dukmeyer, 138).
  3. Письма и бумаги П. В., I, 96.
Тот же текст в современной орфографии

Игн. Украинцова. Дело в том, что Украинцов, по излишней осторожности, скрыл от нашего посла при цесарском дворе сведения о наших военных действиях под Азовом, чем замедлил действия немцев. „Скажи ему, заключает Петр свое письмо — что чего он не допишет на бумаге, то я допишу ему на спине“[1]. Виниус исполнил поручение царя и в письме от 29 июля просил прощения для своего свояка. В письме приводятся, по обыкновению, заграничные слухи, особенно по поводу кандидатур на польский престол[2].

Но этот ответ еще не был получен Петром, как царь пишет краткое, но восторженное письмо о взятии Азова (от 20 июля)[3]. Виниус отвечал на это не менее восторженным, но длинным письмом (от 1 авг.). Вот отрывок из этого письма: „Радуйся, о непобедимый наш великий царю, превосшел еси Александра древнего: той бо, аще видением плененных Дариевой жены и дщери красотою их не уязвися, обаче о победах своих превознесся и не даде славы Богу, но себе вся приписал есть; но ты, великий наш государь, Богу небесному приписал еси и трудам своих рабов верных. Радуйся, великий наш монарх, иже никакими трудами непреборим был еси, и еще прежде взятия града того, верою подобно Исусу Навину взятием себя обнадежил еси. Радуйся, праведний наш великий воине, иже своих врагов не точию оружием, но милосердием праведным победил еси и толиких врагов поганских животом дарова. Тем же да про-

  1. Письма и бумаги П. В., I, 89—90.
  2. Письма и бумаги П. В., I, 591. Украинцов, человек очень способный и трудолюбивый, не ладил с придворною средою. Позже он был отправлен послом в Турцию, но это поручение считалось не столько почетным, сколько опасным, как сообщал об этом по секрету Виниус бранденбургскому послу (Dukmeyer, 138).
  3. Письма и бумаги П. В., I, 96.