Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 15.pdf/175

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

— Мари, что?.. Убит?..[1] — проговорила она.

Княжна Марья прошептала что-то и закрыла лицо руками.

Наташа, бледная как мел, стояла в дверях спальни. Страшный горловой звук поднялся из ее груди. Но вдруг она услыхала, увидала мать, краска быстро покрыла ее лицо, и она[2] подбежала к ней.

Графиня лежала на кресле, странно неловко вытягиваясь, и билась головой об[3] стену.

* № 294 (рук. наборная T. IV, ч. 4, начало гл. III).
II (⟨Новая⟩ глава)

Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того, как рана зажила, и, кажется, сошлась своими краями, рана духовная, как и физическая, заживает изнутри, выпирающей силой жизни.

Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена; ей казалось, что она несомненно чувствовала это. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь. И ей мало стало той бессознательной, кровной любви, которой проявление она чувствовала только в редкие минуты[4] сильных переворотов в жизни, ей стало необходимо любить снова чужое, таинственное и неизвестное. И такою и вместе близкою была для нее княжна Марья. И она страстно, как любят женщины, полюбила ее.

* № 295 (рук. наборная. T. IV, ч. 4, конец гл. XIX).

Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им.[5]

Все люди казались Пьеру занятыми только одним — его будущим счастьем. Ему казалось, что все они не только знают про его счастье, но радуются ему так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость и притвориться занятыми другими интересами. Ему казалось, что он всякую минуту проникал их притворство;[6] и он был уверен, что они могли притворяться

  1. Зачеркнуто: угадала Наташа, входя в спальню матери. Далее зач. вписанный автограф: и горло ее дрожало от рыданий, и глаза были полны слез. Но вдруг она увидала мать. ⟨Как⟩ ⟨Она⟩ ⟨Как будто сильный⟩ Рыдания и слезы остановились. Она задрожала всем телом ⟨и быстро подошла к графине⟩, потом глубоко вздохнула и подбе[жала]
  2. Зач.: ⟨подбежала к ней⟩ на мгновение замерла на месте
  3. Зач.: ручку кресла и надписано рукой Толстого: стену.
  4. Зач.: несчастия
  5. Зач.: Все события жизни, все люди были только принадлежности одного существа — Наташи, в которой был центр всего существующего.
  6. Зач.: Да и кроме того
174