Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 35.pdf/356

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

как хорошо, богато жилось там людям, главное, что прельщало его, было то, что там была возможность всегда участвовать в газавате, т. е. в войне с неверными.

Он слышал, что раны, полученные в газавате, не болят.[1] А если убьют в газавате, то пойдешь без суда в рай, а если победишь, то тебе слава в этом мире.

Решив бежать в горы с товарищем, они приготовили для этого товар, потом перешли в мечеть за оградой.[2]

................................................................................................................................................

................................................................................................................................................

Бегство не удалось, и они воротились, главное, потому что в это самое время[3] к их ханству, которое было под властью русских, подступил Кази-Мулла.[4]

Паху-Бике собрала войско и выставила против врагов. Произошла битва: Кази-Мулла был отбит, но в этой битве был убит Абдулла, отец Хаджи-Мурата.

[5]Хаджи-Мурат ушел от своего муллы с тем, чтобы[6] участвовать в битве, но когда он пришел, всё уже было кончено, и он застал только похороны отца; как несли его на носилках покрытого черной буркой и как Ханум шла за ним с другими женщинами и рвала на себе волосы.

Хаджи-Мурат остался в[7] ауле и опять сошелся с Абунунцал-Ханом и с ним вместе увез ему жену.[8] Через два года с милицией ходил под Гергебиль, где[9] в первый раз убил человека. Он сражался с горцами и Кази-Муллой за смерть своего отца.

В этом сражении[10] был убит и Кази-Мулла и слышно было, что на место его Имамом[11] избран был Гамзат-Бек. Всё это слышал Хаджи-Мурат издалека, но всё это перестало занимать его. Он забыл всё то, что так поразило его в проповеди Муллы-Магомета, и весь теперь отдался увлечению молодечества, которому много помогала его дружба с молодым ханом и любовь к нему ханьши Паху-Бике. На празднике Курбан-байрам он обскакал всех и лошадь его [была] вся увешана кинжалами и увязана платками, так что насилу могла идти. На праздник весны, когда выезжают в первый раз с плугом, он, засучив рукава и штаны, бегал и тоже обежал всех и обвешанный кинжалами

  1. Зачеркнуто: В газавате
  2. Далее в подлиннике две строки многоточия; на полях помета: О кавк[азских] гор[цах]. Выпуск II, стр. 10. Воспом. муталима.
  3. Зач.: В 1830 году, когда Хаджи-Мурату было 18 лет ⟨скоро после этого⟩
  4. Зач.: первый объявивший священную войну против неверных
  5. Зач.: Когда
  6. Зач.: сражаться
  7. Зач.: деревне
  8. Зач.: ходил в набег на горцев
  9. Зач.: своими
  10. Зач.: слышно было
  11. Зач.: поступил
334