Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 58.pdf/478

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

20 июля, стр. 80—81.

1047. 8035. дурно себя чувствую. — Толстой весь день 20 июля чувствовал себя очень слабым. «Он слаб от задержек в кишках и увеличенной печени» («Ежедневник» С. А. Толстой от 20 июля). А. Б. Гольденвейзер, описывая свое посещение Ясной поляны 20 июля, отмечает, что Толстой был слаб от тяжелых переживаний за последние дни, в связи с состоянием Софьи Андреевны. Прощаясь, Толстой сказал ему: «А я устал, очень устал от всего этого». («Вблизи Толстого», 2, стр. 145—147).

1048. 8036. в елочках, писал письмо Ч[ерткову]. — Елочки — дальняя часть яснополянского парка, куда Толстой любил уединяться, особенно в утренние часы и там, сидя на скамейке, записывал приходившие в его голову мысли. Письмо написано карандашом на вынимающихся листках из Записной книжки, оно хранится в ГТМ (AЧ) (см. т. 89). Приводим это письмо полностью: «Не переставая думаю о вас, милый друг. Благодарен вам за то, что вы помогали и помогаете мне нести получше мое заслуженное мною и нужное моей душе испытание, несмотря на то, что это испытание не менее тяжело для вас. И помогайте, пожалуйста, нам обоим не слабеть и не сделать чего-нибудь такого, в чем раскаемся. Я рад, что понимаю ваше положение, которое едва ли не труднее моего. Меня ненавидят за то, что есть, смело скажу, во мне хорошего, обличающего их, но ко мне и по моим годам, и моему положению они все — а имя им легион — чувствуют необходимость иметь некоторые égards [внимание] и сдерживаются. Вас же за то высокое, святое, что есть в вас — опять смело скажу — им нечего опасаться, и они не скрывают свою ненависть к добру, или скрывают ее под разными выдуманными обвинениями вас. Я это понимаю и больно чувствую за вас. Но будем держаться. Пожалуйста, помогайте мне, а я вам. Собой не похвалюсь. Не могу удержать недоброго чувства. Надеюсь, пройдет».

1049. 8036. доктора. — Д. В. Никитин и Г. И. Россолимо. — См. прим. 1044.

1050. 811. Россолимо поразительно глуп по ученому, безнадежно. — О Г. И. Россолимо см. прим. 1044. Запись эта сделана Толстым, вероятно, под впечатлением разговоров с Г. И. Россолимо по вопросу о причинах самоубийств. В. Ф. Булгаков в своем Дневнике 19 июля пишет: «За обедом Россолимо и Лев Николаевич вели разговор о причинах самоубийств. Лев Николаевич, как на главную причину, указывал на отсутствие веры. Россолимо называл причины: экономическую, культурную, физиологическую, биологическую и пр., а также, пожалуй, и отсутствие веры, т. е. (перевел он на свой язык) отсутствие «точки, на которую можно было бы опереться». Никак сговориться с Львом Николаевичем он не мог» (стр. 268). А. Б. Гольденвейзер в своих Записях (2, стр. 218) приводит следующие слова Толстого, сказанные 8 августа в разговоре с ним и с А. Л. Толстой: «Удивительны эти психиатры! Россолимо мне говорит: «Многое мы уже знаем, а чтò такое сознание, мы еще не знаем». Маленькой вещи не знают, сознания! Сознание это всё. Всё равно, что сказать, что я могу схватить огонь, только до пламени не могу дотронуться».

459