Страница:L. N. Tolstoy. All in 90 volumes. Volume 81.pdf/88

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана

слушается при закрытых дверях...» Во время перерыва Толстой просил Цейликмана достать ему копию обвинительного акта. Как предполагал Толстой воспользоваться этим обвинительным актом, установить не удалось; во всяком случае по сохранившимся материалам видно, что намерение это осталось неосуществленным. По возвращении своем в Москву И. Я. Цейликман прислал Толстому обвинительный акт с сопроводительным письмом от 31 января 1910 г., в котором писал: «Приговор этот следует признать довольно милостивым, и эту относительную милостивость нельзя не отнести на счет Вашего, глубокоуважаемый Лев Николаевич, присутствия в заседании: во всем, в манере председателя, в словах прокурора и т. п. чувствовалось что-то сдерживающее и смягчающее, и это необычайное начало, конечно, было привнесено Вами». В воспоминаниях И. Я. Цейликмана более подробно описывается это событие. (См. т. 58, стр. 299—301). Пребывание Толстого на судебном заседании было описано во многих столичных и провинциальных газетах. Дело Афанасьева заинтересовало Толстого настолько, что он просил свидания с ним и с другими заключенными в Тульской тюрьме, но этого не разрешил прокурор, о чем сообщал в своем письме Толстому от 11 февраля 1910 г. Б. О. Гольденблат. После этого Толстой просил разрешения на посещение заключенных в Тульской тюрьме через М. А. Стаховича у начальника главного управления местами заключения Хрулева. См. письмо № 162а.

105. В. С. Боднарскому.

1910 г. Февраля 3. Я. П.

3 февраля 10 года. Ясная Поляна.

Вполне сочувствую цели деятельности вашего союза и благодарю за честь избрания.

Лев Толстой.

Печатается по машинописному подлиннику. Кроме машинописного подлинника, сохранился черновик-автограф, написанный на конверте письма Боднарского. Впервые опубликовано в журнале «Голос студенчества» 1910, 10, стр. 3.

Владимир Степанович Боднарский (р. 1888) — московский представитель универсального студенческого союза «Esperanto». В. С. Боднарский прислал Толстому письмо от 1 февраля 1910 г., в котором он извещал, что названный союз эсперантистов избрал Толстого своим почетным членом.

Заканчивая свое письмо, В. С. Боднарский просил Толстого «хоть в нескольких словах высказать свое мнение об упомянутом союзе».

86