Страница:Vilkitskiy-severniy-morskoy-put-1912.pdf/5

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана



Вторымъ зарегистрованнымъ въ исторіи плаваніемъ по нашимъ сѣвернымъ водамъ было плаваніе Стефана Бурроу въ 1556 г., спутника Ченслера по 1553 г., привезшему въ Европу первыя свѣдѣнія о Новой Землѣ, у которой онъ засталъ суда русскихъ промышленниковъ. Изъ этихъ извѣстій слѣдуетъ, что эта земля была настолько давно извѣстна русскимъ, что успѣлъ уже здѣсь развиться морской звѣроловный промыселъ.

Исторія плаваній Бурроу повѣствуетъ и о томъ, что имъ были встрѣчены русскія мореходы, которые дали ему свѣдѣнія объ Оби и о морскомъ пути къ ней и предлагали ему плыть туда вмѣстѣ, но плаваніе это, однако, не состоялось и Бурроу отъ о-ва Вайгача 9 Августа ушелъ въ Холмогоры. Изъ его плаваній мы также почерпаемъ интересныя для насъ свѣдѣнія, что наши звѣроловы считались смѣлыми и хорошими моряками, что суда ихъ были довольно хороши, скорость которыхъ даже превосходила при попутномъ вѣтрѣ скорость англійскихъ судовъ, но къ сожалѣнію описаніе этихъ судовъ и ихъ плаваніе приводитъ насъ къ заключенію, что это мѣстное мореходство наше съ того времени почти не сдѣлало успѣховъ и вмѣстѣ съ благосостояніемъ края скорѣе пало, чѣмъ возвысилось.

Послѣдующее время англичане были заняты установленіемъ торговыхъ сношеній съ Россіей и слѣдующая экспедиція состоялась уже въ 1580 году. Это была экспедиція Пета. Петъ первый изъ иностранцевъ проникъ въ Карское море, войдя въ него Карскими воротами. Время было раннее 19 Іюля и онъ встрѣтилъ ледъ въ Карскомъ морѣ, отчего вернулся. Другое судно, сопутствовавшее ему подъ управленіемъ Джакмана и бывшее еще въ Карской губѣ съ нимъ, пропало безъ вѣсти. Приблизительно въ то же время, какъ потомъ стало извѣстно, какое то англійское судно потерпѣло крушеніе у устья Оби, а экипажъ былъ перебитъ самоѣдами. Одни догадки говорятъ, что это судно было Джакмана, а другія стоятъ за то, что погибшее судно принадлежало англійской Muscovy Company и было послано за два года до экспедиціи Пета съ тѣмъ, чтобы проникнуть на востокъ отъ Печоры, судьба котораго осталась также неизвѣстной. Петомъ также подтверждаются русскіе промыслы на сѣверѣ. Онъ говоритъ о православныхъ могилахъ и о крестахъ, стоящихъ на входныхъ мысахъ на Вайгачѣ.

Всѣ эти путешествія были снаряжаемы на частныя средства и постоянныя неудачи здѣсь заставили англичанъ попробовать счастья на сѣверо-западномъ проходѣ, мимо с. береговъ Америки; но вмѣсто нихъ сѣверо-восточнымъ путемъ занялись голландцы.

Въ 1594 году было отправлено четыре ихъ судна. Два, подъ начальствомъ Виллема Барентса, пошли вокругъ сѣверной оконечности Новой Земли, а два другія, подъ начальствомъ Ная и Тетгалеса, мимо о. Вайгача.

Первыя два судна 13 Іюля достигли береговъ Новой Земли подъ широтой 77° 55', т. е. самаго сѣвернаго ея мыса и встрѣтивъ ледъ, не стали выжидать наиболѣе благопріятнаго времени и вернулись.

Вторыя же оба 10 Августа достигли рѣки Кары, которую приняли за Обь и считая, что съ этого пункта легко уже будетъ достигнуть Китая, вернулись домой глубоко убѣжденные въ рѣшеніи вопроса Сѣверо-восточнаго морского пути въ Китай.

Это путешествіе занесло на страницы исторіи, что и сѣверъ Новой Земли посѣщался русскими промышленниками, такъ какъ на о-вѣ Крестовомъ было воодружено 2 креста, а нѣсколько южнѣе были найдены обломки русскаго судна длиною въ 44 фута по килю, 3 деревянныхъ домика, крестъ, шесть зарытыхъ кулей муки, множество бочекъ и 5 гробовъ.

Вторая экспедиція голландцевъ состояла уже изъ шести судовъ, нагруженныхъ и товарами и деньгами. Она около 19 Августа 1595 года прибыла къ Югорскому шару, гдѣ

Тот же текст в современной орфографии


Вторым зарегистрованным в истории плаванием по нашим северным водам было плавание Стефана Бурроу в 1556 г., спутника Ченслера по 1553 г., привезшему в Европу первые сведения о Новой Земле, у которой он застал суда русских промышленников. Из этих известий следует, что эта земля была настолько давно известна русским, что успел уже здесь развиться морской звероловный промысел.

История плаваний Бурроу повествует и о том, что им были встречены русские мореходы, которые дали ему сведения об Оби и о морском пути к ней и предлагали ему плыть туда вместе, но плавание это, однако, не состоялось и Бурроу от о-ва Вайгача 9 Августа ушел в Холмогоры. Из его плаваний мы также почерпаем интересные для нас сведения, что наши звероловы считались смелыми и хорошими моряками, что суда их были довольно хороши, скорость которых даже превосходила при попутном ветре скорость английских судов, но к сожалению описание этих судов и их плавание приводит нас к заключению, что это местное мореходство наше с того времени почти не сделало успехов и вместе с благосостоянием края скорее пало, чем возвысилось.

Последующее время англичане были заняты установлением торговых сношений с Россией и следующая экспедиция состоялась уже в 1580 году. Это была экспедиция Пета. Пет первый из иностранцев проник в Карское море, войдя в него Карскими воротами. Время было раннее 19 Июля и он встретил лед в Карском море, отчего вернулся. Другое судно, сопутствовавшее ему под управлением Джакмана и бывшее еще в Карской губе с ним, пропало без вести. Приблизительно в то же время, как потом стало известно, какое то английское судно потерпело крушение у устья Оби, а экипаж был перебит самоедами. Одни догадки говорят, что это судно было Джакмана, а другие стоят за то, что погибшее судно принадлежало английской Muscovy Company и было послано за два года до экспедиции Пета с тем, чтобы проникнуть на восток от Печоры, судьба которого осталась также неизвестной. Петом также подтверждаются русские промыслы на севере. Он говорит о православных могилах и о крестах, стоящих на входных мысах на Вайгаче.

Все эти путешествия были снаряжаемы на частные средства и постоянные неудачи здесь заставили англичан попробовать счастья на северо-западном проходе, мимо с. берегов Америки; но вместо них северо-восточным путем занялись голландцы.

В 1594 году было отправлено четыре их судна. Два, под начальством Виллема Барентса, пошли вокруг северной оконечности Новой Земли, а два другие, под начальством Ная и Тетгалеса, мимо о. Вайгача.

Первые два судна 13 Июля достигли берегов Новой Земли под широтой 77° 55', т. е. самого северного её мыса и встретив лед, не стали выжидать наиболее благоприятного времени и вернулись.

Вторые же оба 10 Августа достигли реки Кары, которую приняли за Обь и считая, что с этого пункта легко уже будет достигнуть Китая, вернулись домой глубоко убежденные в решении вопроса Северо-восточного морского пути в Китай.

Это путешествие занесло на страницы истории, что и север Новой Земли посещался русскими промышленниками, так как на о-ве Крестовом было воодружено 2 креста, а несколько южнее были найдены обломки русского судна длиною в 44 фута по килю, 3 деревянных домика, крест, шесть зарытых кулей муки, множество бочек и 5 гробов.

Вторая экспедиция голландцев состояла уже из шести судов, нагруженных и товарами и деньгами. Она около 19 Августа 1595 года прибыла к Югорскому шару, где