Перейти к содержанию

Страница:Zhivopisnaya Rossiya T3 CH12.pdf/331

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница не была вычитана


III.

Кзиміръ Ягеллонъ своими законодательными мѣрами болѣе всего содѣйствовалъ введенію въ государствѣ благоустройства и пресѣченію злоуиотребленій и самоуправства какъ князей, такъ и вельможъ.

«Земская привилея Казиміра» 1457 г. относилась одинаково и ко всѣмъ землямъ Бѣлорусскаго полѣсья. На основаніи этой привиллегіи, никто изъ князей, бояръ и мѣщанъ не казнится и не наказывается по чьему либо доносу, явному или тайному, или по подозрѣнію, прежде нежели будетъ уличонъ на явномъ судѣ, въ присутствіи обвинителя и обвиненнаго. За чужое преступленіе никто другой кромѣ преступника не наказывается: ни жена за преступленія мужа, ни отецъ за преступленія сына, и наоборотъ; также никакой другой родственникъ, ни слуга. Такія узаконенія, такой человѣчный взглядъ въ эпоху инквизиціи, пытокъ и всевозможныхъ насилованій правъ человѣка не можетъ не возбуждать удивленія. Въ отношеніи же Бѣлоруссіи, гдѣ всякаго рода безчинства и своеволіе были такъ обычны, законъ этотъ былъ весьма благодѣтеленъ, тѣмъ болѣе, что онъ не исключалъ и мѣщанъ. Правда, въ немъ ничего не говорится о крестьянахъ; но въ то время не въ одной Литвѣ крестьяне считались собственностью владѣльца, и не пользовались гражданскими правами.

Это же положеніе воспрещало иностранцамъ занимать должности и владѣть землею. Относительно положенія жены по смерти мужа постановлено совершенно также, какъ въ Псковской судной граматѣ и въ Новгородскихъ духовныхъ, именно, что вдова остается въ имѣніи мужа, пока не выйдетъ замужъ, и только тогда имѣніе переходить къ дѣтямъ или родственникамъ покойнаго; но если мужъ при жизни назначилъ ей какое либо вѣно, то оно остается при ней, хотя бы она вступила и во второй бракъ. Есть, впрочемъ, статья, разъясняющая отношеніе подданныхъ къ владѣльцамъ. Въ законѣ сказано, что князья, паны и бояре могутъ отлучаться въ чужія земли, кромѣ земель непріятельскихъ, лишь бы въ ихъ отсутствіе служба великокняжеская (т. е. воинская) съ ихъ имѣній нисколько не страдала. Имуществами отчинными или пожалованными они владѣютъ какъ собственностью. Подданные князей, бояръ и дворянъ освобождаются отъ всякихъ податей, платежей и поборовъ, но должны исполнять работы, необходимыя для построенія новыхъ крѣпостей и поправленія старыхъ. Если будетъ жалоба на кого нибудь изъ подданныхъ владѣльцевъ, то великій князь прежде потребуетъ управы у господина, которому виноватый принадлежитъ.

Любопытна XV статья привилеи. Выписываемъ ее вполнѣ на языкѣ, на которомъ она написана: «И тежъ, обѣцуемъ, и слюбуем, ижъ въ тых землях наших, того великаго княжства, земель, городов, мѣст, аль съ которых кольвек врадов и дедицтвь вдержаня, або достойностей, не маеси давати жадному чужеземцу, але только тубыльцом тых земель вел. княжства нашего пререченаго, маем давати, мы, и потомки наша давати будут.»

Казиміръ издалъ уставную грамоту Полоцку, въ коей приказываетъ, чтобы бояре, мѣщане, дворяне городскіе и все поспольство жили въ согласіи и чтобы дѣла городскія совершали вмѣстѣ согласно, по старинѣ и сходились бы всѣ на томъ мѣстѣ, гдѣ прежде издавна сходились; безъ бояръ же, мѣщанамъ, дворянамъ и черни сеймовъ не собирать. Устроенъ былъ особый ящикъ для сбора денегъ на великаго князя, за 4 ключами: ключъ боярскій, ключъ мѣщанскій, ключъ дворянскій и ключъ посиольскій. Ключи хранились у довѣренныхъ людей, по два, отъ всѣхъ этихъ сословій, людей добрыхъ, годныхъ и вѣрныхъ, которые одинъ безъ другаго ящика не отпирали.

Судебникъ, или Статутъ Казиміра Ягеллона, изданный въ 1492, имѣетъ много заимствованнаго изъ Русской правды. Онъ заключаетъ преимущественно законы уголовные. Любопытно