ТАШКЕНТЪ.
Слово Ташкентецъ уже нѣсколько лѣтъ, какъ сдѣлалось нарицательнымъ, браннымъ и служитъ какъ-бы кличкою туркестанскаго жителя. Быть можетъ кличка эта до нѣкоторой степени и заслужена туркестанцами, но именно только до нѣкоторой степени, такъ какъ многіе изъ нихъ не чужды европеизма, цивилизаціи и прогресса. Возьмемъ хотя дѣло народнаго образованія; дѣлу этому несомнѣнно еще свойственны нѣкоторые ошибки и недостатки, но если принять во вниманіе немноголѣтнее существованіе края и отдаленность его отъ центра государства, то приходится согласиться, что дѣло народнаго образованія въ краѣ находится въ сносномъ положеніи[1]. Имѣются у насъ 2 гимназіи, учительская семинарія, ремесленныя училища и десятки уѣздныхъ и первоначальныхъ училищъ; кромѣ всего этого, у насъ есть и музей. Недавно намъ удалось подробно познакомиться съ музеемъ, и въ настоящей нашей замѣткѣ мы спѣшимъ подѣлиться съ читателями полученнымъ нами впечатлѣніемъ при осмотрѣ этого учрежденія.
Въ музеѣ имѣются слѣдующіе отдѣлы: дендрологическій, минералогическій, орнитологическій, сельскохозяйственный и этнографическій.
Дендрологическій отдѣлъ самый полный и устроенъ лучше другихъ отдѣловъ.
Отдѣлъ минералогическій, хотя и изобилуетъ самыми разнообразными породами камней, рудъ, окаменѣлостей и т. п., но отличается хаотической номенклатурой, лишенной всякаго порядка и системы, многіе экземпляры не имѣютъ названій, другіе же названы, какъ говорится, наобумъ. Въ этомъ отдѣлѣ есть хорошая коллекція минераловъ, собранныхъ въ Семирѣченской области генераломъ-лейтенаптомъ Колпаковскимъ. Какъ на рѣдкость отдѣла можно указать на печать изъ Кокъ-Таша (осколокъ отъ трона Тимура), на породы яшмы, топазовъ, мрамора.
Отдѣлъ орнитологическій заключаетъ въ себѣ до 200 видовъ птицъ (Туркестанскаго края). Къ сожалѣнію, чучела птицъ сдѣланы очень плохо; нѣкоторыя чучела сильно попорчены молью и поломаны, нѣкоторыя же полиняли, что слѣдуетъ приписать неряшливости и неумѣлости лицъ, надзиравшихъ за музеемъ.
Сельскохозяйственный отдѣлъ довольно недуренъ, особенно хороша въ немъ коллекція мѣстныхъ сѣмянъ, собранная г. Краузе. Къ сожалѣнію, въ отдѣлѣ замѣчается большой недостатокъ предметовъ производства изъ нѣкоторыхъ растеній. Въ этомъ же отдѣлѣ находится 9 моделей туземныхъ сельскохозяйственныхъ орудій, среди которыхъ фигурируютъ двѣ русскихъ бороны и русскій плугъ.
Самый обширный и самый богатый отдѣлъ — это этнографическій, но онъ въ тоже время и самый безобразный, хаотическій. Чего только здѣсь нѣтъ? Прежде всего рѣзко бросается въ глаза русское и туземное оружіе, тутъ же китайскія одѣянія, альбомы Верещагина, кучи мѣдныхъ туземныхъ монетъ, морозовскіе ситцы, сбруя, чаи, китайская аптека и понтонная переносная лодка, изобрѣтенная K. П. Кауфманомъ. На содержаніе музея ассигнуется только 1000 рублей въ годъ, сумма весьма незначительная. Въ Туркестанскомъ краѣ снаряжалось не мало экспедицій на казенный счетъ, лица, принимавшія участіе въ этихъ экспедиціяхъ, наши домашніе ученые г.г. Сѣверцовы, Маевы, Ошанины, Федченко, Куны и другіе, доставляли матеріалъ для Ташкентскаго музея.
Музей, когда мы его осматривали, находился гдѣ-то за городомъ и весьма немногіе знали о его существованіи; кромѣ того, какъ уже видѣлъ читатель, въ музеѣ царилъ полнѣйшій безпорядокъ, при музеѣ не было даже ни описей, ни каталоговъ. М. Г. Черняевъ обратилъ вниманіе на это учрежденіе, и теперь для музея отведено въ центрѣ города новое, обширное зданіе. Отдѣлы распредѣляются нѣсколько иначе, погрѣшности въ номенклатурѣ и классификаціи исправляются и составляются каталоги и описи. 6 декабря имѣетъ быть торжественное открытіе музея. При немъ будетъ находится часть упраздненной публичной библіотеки съ читальней.
Надѣемся, что общество само сознаетъ пользу этого ученаго учрежденія, которое представляетъ наглядный и разнообразный матеріалъ для наблюденій, съ цѣлью пріобрѣтенія званій по различнымъ отраслямъ наукъ и ремеселъ, выставку мѣстныхъ произведеній промышленности и ремеслъ и хранилище многихъ рѣдкостей. Замѣтимъ, что до сихъ поръ нѣкоторые жители края, какъ г. Краузе, Ошанинъ и др., весьма сочувственно относились къ этому учрежденію и поддержи вали его, сколько могли. Трудное для администраціи иногда очень легко для общества.
Какъ на небольшой курьезъ нашего музея, укажемъ на слѣдующій оригинальный фактъ, краснорѣчиво свидѣтельствующій, что и наши ученые иногда не прочь куртизанить и заискивать у сильныхъ міра сего.
Въ разныхъ отдѣлахъ музея находится немало камней, амфибій, птицъ и другихъ предметовъ, въ первый разъ Открытыхъ въ нашемъ краѣ и до сихъ поръ неизвѣстныхъ въ наукѣ. Всѣ эти животныя и минералы фигурируютъ съ приложеніемъ оригинальнаго названія «Kaufmani»; такъ здѣсь можно найти «rana Kaufmani», «pulex Kaufmani», «alauda Kaufmani» и т. д. Иностранцы подумаютъ, что это какой нибудь ученый, открывшій новые виды.
Туркестанскій Туристъ.
- ↑ Такъ въ Ташкентѣ, при 7000-мъ русскомъ народонаселеніи, число учащихся въ учебныхъ заведеніяхъ простирается до 800.