Перейти к содержанию

ЭСБЕ/Сонант

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Сонант
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Словник: Слюз — София Палеолог. Источник: т. XXXa (1900): Слюз — София Палеолог, с. 855 ( скан · индекс ) • Даты российских событий указаны по юлианскому календарю.

Сонант (грамм.) — то же, что слогообразующий звук, т. е. звук, носящий на себе слоговое ударение, являющийся главным носителем ритмического значения данного слога, или, по выражению Сиверса («Grundzüge der Phonetik», 4 изд., 1893, § 105), ядром, или вершиной, слога. Так, в слогах ан, ап, ар, ат и т. д. С. является первый член слога, тогда как в слогах на, па, ра, та и т. д. — второй; н, п, р, т и в том, и в другом случае являются только придатками к С., не играющими никакой роли в слоге, не имеющими никакого заметного ритмического значения, консонантами, или согласными, в собственном смысле этого слова, отвечающем античному еще определению понятия о согласном (звук, не могущий образовать слога). В этом значении термины С. и консонант впервые были употреблены фонетиком Таузингом («Das natürliche Lautsystem der menschlichen Sprache», Лпц., 1863). С. являются не только гласные, но и согласные. Так, в чешском vlk, род. vlka, сербск. прст, прста С. являются звуки l и р; в немецком (заграничном) живом произношении Leben = lebṃ, reiten = reitṇ образуют слог согласные m и n. В русском имеем слогообразующее л в обычном произношении слова холодно, произносимого хóллдна, причем гласного между л и д нет вовсе, но слово тем не менее производит впечатление трехсложного, хотя настоящих гласных в нем только два. В непринужденном произношении здравствуйте, звучащем обыкновенно здрассте, С. является с и т. д. В роли С. особенно часто являются согласные носовые н, м, дрожащий p и боковой л (так назыв. плавные), представляющие собой звуки, близкие к гласным звукам в акустическом отношении (и те и другие — соноры, см.). Особое значение в сравнительно-исторической фонетике индоевропейских языков получила гипотеза Бругмана и Остгоффа о существовании в индоевропейском праязыке носовых и плавных С., давшая возможность объяснить целый ряд явлений и отношений, остававшихся прежде загадочными и темными. Эта теория принята большинством современных лингвистов, и все возражения против нее обнаружили большую или меньшую свою несостоятельность. Меньше успеха имела гипотеза Турнейзена, предполагавшего в индоевропейском праязыке и слоговое z, но не нашедшего себе последователей.

Литература. Brugmann, «Nasalis sonans in der indogermanischen grundsprache» (Curtius «Stuiden», IX, 1876); Osthoff, «Zur Frage des Ursprungs der german. n-Declination» (Paul u. Braune, «Beiträge zur Geschichte d. deutsch. Sprache und Litteratur», т. III, 1—82, 1876); J. Schmidt, «Kritik der Sonantentheorie» (Веймар, 1895). Прочую литературу (до 1886 г.) указывает Бругман в первом издании «Grundriss der vergl. Grammatik der indog. Sprachen», т. I, § 222 (1886).