Баня в медицинском отношении. Кожа есть один из наиболее важных органов нашего тела, и забота о нормальных ее функциях есть предмет крайней необходимости не только для поддержания метаморфоза тела на определенной высоте, но и для нормального развития весьма многочисленных и разнообразных отраженных явлений в области головного и спинного мозга. Расстройство деятельности кожи лишает организм весьма важных кожных импульсов, ослабляет метаморфоз организма, уничтожает кожную перспирацию, ведущую за собою массу общих расстройств, нередко влекущих за собою смерть (напр., при ожогах, лакировании кожи и т. д.). К сожалению, весьма распространено убеждение, что содержание кожи в чистоте есть скорее требование роскоши, а не настоятельная необходимость для охранения здоровья. Русский крестьянин значительно опередил своих европейских собратьев относительно заботливости о чистоте содержания кожи. Чистота кожи главным образом достигается банями. Существуют два вида бань: 1) ирландско-римские (турецкие) бани, где отделение пота вызывается в сухом, горячем воздухе, почему эти бани также называются горячими воздушными ваннами, и 2) русская баня; в последней вместо сухого воздуха применяется воздух, насыщенный водяными парами, почему русские бани называются паровыми ваннами. 1) Ирландско-римские (турецкие) бани были в большом употреблении у древних народов Востока, напр., у египтян, халдеев, финикиян и т. д. Римляне во времена своего расцвета вводили эти бани везде, где они только появлялись: в Италии, Франции, Великобритании, Германии и т. д. В Риме тратились на бани громадные суммы денег, и они там действительно достигли наибольшего совершенства, в особенности во времена Антония, Каракаллы, Диоклетиана и друг. Такие же бани римляне устроили и в Греции, откуда они позднее перешли к туркам в Константинополь и затем быстро распространились по всему Востоку под именем турецких бань. В 1856 году стараниями ирландского врача Рих. Бартера бани эти были впервые устроены в Ирландии с весьма существенными улучшениями, касавшимися преимущественно вентиляционной системы; вскоре они распространились в Англии и Германии, где д-р Лютер в Нудерсдорфе у Вюртемберга устроил первую римскую баню с врачебною целью. В настоящее время таких бань много как на Западе, так и в России.
Римская баня заключает в себе в определенном порядке все обыкновенные виды купаний; вспомогательными пособиями при этих банях служат холодный и теплый воздух, холодная и теплая вода, различные виды массажа и т. д. Для различных манипуляций, производящихся в этих банях, необходимы по крайней мере три комнаты. Уже римляне устраивали следующие комнаты: frigidarium, комнату для раздеванья, tepidarium, комнату для подготовительных манипуляций, в которой воздух умеренно нагрет, sudatorium, комнату для потения, где температура нагретого воздуха была очень высока, и, наконец, lavarium, комнату, где происходило умыванье, принимались холодные ванны, натирались маслами и т. д. В настоящее время при устройстве римских бань главным образом обращают внимание на определенную температуру тепла в каждой комнате. Для получения в sudatorium высокой температуры раскаленный воздух идет от печи по кирпичным каналам, пролегающим под полом бани, по бокам пола и по стенам; каналы эти заканчиваются отверстиями в дымовой трубе. Пол в двух горячих комнатах (т. е. в tepidarium и sudatorium) состоит из дырчатых кирпичей толщиною в 8 сантим. Таким образом tepidarium нагревается лучеиспусканием из пола и стен и самим раскаленным воздухом. Tepidarium лежит несколько в стороне от источника тепла, и температура в нем держится 36—37° R. В этой комнате купающийся начинает потеть и проводит в ней обыкновенно от 25 до 40 минут. Отсюда он переходит в sudatorium, где температура постоянно держится на высоте 45° R. Здесь он остается 12 до 18 минут, пока пот начнет сильно выступать. Несмотря на высокую температуру, здесь дышится легко, так как чистота воздуха обеспечивается двумя выводными каналами, из которых один выводит сгущенный пар, а другой одновременно вводит чистый воздух. Когда купающийся достаточно выпотел в sudatorium, банщик вытирает пот шерстяной перчаткой и в течение 4—6 минут производит массаж всего тела. Отсюда купающийся выходит в мыльную, где его окачивают с головы до ног прохладной водой, вымывают мылом все тело и вторично обливают прохладной водой или обдают холодным душем. Выкупавшись таким образом, субъект входит в раздевальную и ложится на матрац.
Действие римских бань во многих случаях существеннее русских паровых бань. Римская баня по чисто физическим законам вызывает более быстрый пот, так как организм входит в горячий сухой воздух. Последний, бедный парами, должен неизбежно насыщаться гораздо быстрее, чем богатый парами воздух русских бань. И действительно, в римской бане организм посредством пота теряет гораздо больше в весе, который может уменьшиться на 2—5 фунтов. Ввиду сильного потогонного действия этих бань их можно причислить к средствам, резко усиливающим метаморфоз организма. Важнейшие преимущества римск. бань состоят в том, что они скорее удаляют верхний кожный слой, возбуждают деятельность кожи сильнее других средств, укрепляют ее и делают нечувствительной к различным простудным влияниям. Показания к употреблению римских бань: ирландско-римские бани с успехом употребляются при хронических сыпях кожи, в особенности при лишаях; далее, при болезнях крови, при хронических отравлениях металлами, но более всего при подагре, ревматизме и против осложнений, являющихся при этих формах, как-то: параличах, контрактурах, опухолях и т. д. С гигиеническою целью, как оживляющее средство бани эти можно рекомендовать для лиц, ведущих сидячий образ жизни. Безусловно противопоказаны рим. бани при наклонностях к ударам, при кровохаркании, пороках сердца, ранах, туберкулезе и болезнях спинного мозга.
2) Русская баня. Потогонное действие русских бань достигается влажной теплотой, а не сухим теплом, как в ирландско-римских банях. Кроме пара, в этих банях применяются и другие средства, как-то: холодная и теплая вода, растирания, массаж и т. д. — Русская баня состоит из раздевальни, комнаты, где моют тело и где имеются ванны, души, бассейны холодной воды, и, наконец, из комнаты, где потеют на полках. В последней комнате воздух нагревается паром, получаемым обыкновенно выливанием горячей воды на раскаленные камни или из парового котла. — Из раздевальни купающийся обыкновенно входит в третью комнату, где на полке потеет; затем его или обливают холодной водой и заставляют вторично потеть, или же только обливают водой или холодным душем. Отсюда купающийся заходит в мыльню, где после умывания всего тела окачивается прохладной водой, или же без окачивания входит опять в горячую, где вторично потеет. Вслед за этим купающийся или охлаждается постепенно, или быстро, чтобы оставить баню значительно освеженным. Для последней цели имеются постепенно охлаждающие души или холодная вода, а в некоторых банях и бассейны с холодной водой. В Германии, где русск. Б. пользуются для лечебных целей, после охлаждения больного заворачивают в теплые одеяла, заставляют его потеть 1/2—1 часа, потом вторично направляют в горячую баню и только затем окончательно охлаждают тело. — Физиологическое и терапевтическое значение русских бань. Научная разработка вопросов о физиологическом значении русской бани началась сравнительно недавно и принадлежит почти исключительно русским врачам. Температура русских бань, по исследованиям Страхова, около 7 часов утра на полке бани равняется 68—70° Р.; в 7 час. веч. 48—49° Р.; у пола же утром 23° Р. Температура воды, которой моются, различна и колеблется в пределах 42—57° Ц. Для мытья головы употребляется довольно горячая вода (43—45° Ц.), для мытья же тела — более горячая, 47—50° Ц. Для окачивания употребляется более прохладная, а иногда, по желанию купающегося, даже и совершенно холодная. Каждый моющийся расходует от 200—300 литров воды. Кожа в бане краснеет, набухает и наливается кровью. Число красных кровяных шариков возрастает в 1 куб. мм после 1/4—1/2 часового потения в бане с 4900000 на 5400000. Удельный вес крови повышается в это время с 1,0538 до 1,0615. Относительное содержание гемоглобина в крови увеличивается. Это увеличение замечается в течение 1—2½ час. и затем приходит к прежней норме. Чем сильнее потение, тем более увеличивается относительное содержание гемоглобина в крови. Число ударов пульса под влиянием бани без исключения возрастает (до бани пульс в среднем — 73, в мыльне — 95, на полке — 112, через 1/4 часа после бани — 82). Кривая пульса после бани резко изменяется; а именно: систолическое поднятие и крутизна спусков становится меньше, а дикротизм и диастолическое падение — больше.
Число дыханий под влиянием бани увеличивается. Окружность и экскурсия грудной клетки несколько увеличивается. Сила вдоха и выдоха, а также жизненная емкость падают. Температура тела повышается: напр., если до бани равна 37,2, то в мыльной она повышается в среднем до 38,0 (maximum 39,4), на полке до 39,2 (maximum 40,0); после бани 37,4. Пищеварительная сила желудочного сока и его кислотность уменьшаются при потении. Усвояемость азотистых частей пищи улучшается при потении как у здоровых, так и у нефритиков (болезни почек). Всасывание лекарств в желудке уменьшается. Под влиянием бани увеличивается не только количество воды, но даже плотные составные части молока у кормилиц. Суточное количество белка у нефритиков, как абсолютное, так и относительное, уменьшается при потении. Равномерно с белком уменьшаются и форменные элементы; иногда последние даже совсем исчезают. Под влиянием повышенной температуры бани в глазах развивается гиперемия, по премуществу переднего отрезка глаз, а отчасти и дна его, и легкий парез аккомодации с явлениями незначительной астенопии. На ушных больных, страдающих острой формой воспаления, баня действует неблагоприятно. Паренье веником в паровой бане способствует сильному отвлечению крови от внутренних органов к периферии. С. Груздев нашел много интересных данных по минеральному обмену при русской бане.
На основании всего изложенного выше вытекают следующие показания и противопоказания к назначению русской бани: на них следует смотреть как на средство, улучшающее отправление кожи; как на отвлекающее и сильное потогонное средство, усиливающее обмен веществ. Кроме гигиенического значения, бани могут быть весьма важным лечебным средством при следующих страданиях: при хроническом мышечном и суставном ревматизме, подагре, при конституциональном сифилисе во вторичной и третичной стадии, при золотухе, при ожирении, общем полнокровии, зависящем от роскошной пищи и сидячего образа жизни, препятствующих полному окислению продуктов обмена; в начале всех катаральных заболеваний слизистых оболочек носа, зева, горла, бронхов, легких, кишок и мочевого пузыря; при хроническом катаре наружного слухового канала, глотки, миндалин, носа. При хроническом воспалении спинного мозга и его оболочек; нейрозизме, ипохондрии; при ревматических невралгиях и параличах, при хронической гиперемии и застое крови в печени, селезенке, желудке, кишках; при холере в алгидном периоде. При болезнях костей, зависящих от золотухи, ревматизма, сифилиса. При перемежающейся лихорадке в периоде озноба. При накоплении жидких болезненных продуктов в каких-либо полостях, не сопровождающемся лихорадочным состоянием. При общих водянках и водянках живота не сердечного происхождения; при серозных плевритах, при брайтовой болезни, psoriasis и так далее. Некоторые болезни сердца, каковы: неврозы, жировое перерождение, пороки левого сердца в периоде полной компенсации — не препятствуют назначению бань. Противопоказания: продолжительные острые лихорадочные состояния, наклонность к каким-либо кровотечениям; слабость и истощение организма, острые болезни глаз и ушей; пороки сердца с перерождением сердечной мышцы, артериосклероз резко выраженный, аневризмы. Наклонность прилива крови к легким, к мозгу; апоплексический удар; полнокровие; значительная эмфизема легких, чахотка в последнем периоде. Беременность с наклонностью к выкидышу. В старческом и раннем детском возрасте слишком жаркая баня противопоказана (ср. «Клинические лекции Фрея», стр. 28 и след., Москва, 1889).
Кроме общих паровых бань, с лечебною целью употребляются и местные паровые души, направленные на отдельные части организма. Пар может быть или чистым, или в смеси с лекарственными веществами: винным спиртом, эфирными маслами, сосновым экстрактом, вызывающими довольно продолжительное кожное возбуждение. Пар получается из аппарата, похожего на самовар (называемый пульверизатором), и к нему сделаны приспособления, позволяющие смешивать пар с искусственными веществами. Эти пульверизаторы употребляются при лечении паром ротовой полости, носа, уха и т. д. Сидячие паровые ванны употребляются только для нижней половины тела. Употреблявшиеся прежде паровые ванны состоят из ящиков, наполненных паром; в них заключается все тело, кроме головы. В настоящее время их заменили различными аппаратами (ящики, кровати, на которых пациент лежит горизонтально и т. д.). Вне ящика, заключающего в себе тело пациента до головы, стоит паровой котел с приводящими трубами. За границей употребляются и соляные паровые ванны. На многих среднеевропейских минеральных водах (напр., в Бадене, Аахене и друг.) употребляется для паровых бань горячий пар источников. В Италии имеются природные паровые ванны, именно, выходящий из земли пар и вулканические газы употребляются там с лечебною целью.
Врачебная литература о русских банях: A. R. Martin, «Physiologische Untersuchungen und Anmerkungen über der in Finland bei den Landleuten gebräuchlichen Badstuben Nutzen und Schaden» («Записка швед. акад. наук», 1765); J. Symons, «Observations on vaporous bathing and its effects» (Лонд., 1766); Th. Denman, «A letter on the construction and method of using vapour baths» (Лонд., 1769); Walther, «De balneorum calidorum usu in regionibus septentrtonalibus» (дисс., 1772); Scholten, «De balneorum calidorum usu in reg. septent» (1772); Nikola ï, «De curationibus morborum per vapores» (дисс., Йена, 1782); Styx, «De russorum balneis calidis et frigidis» (ч. I, Дерпт, 1802); J. С. Reil, «Die A nwendung des Dampfkessels zur Einrichtung örtlicher Qualmbäder» (Галле, 18?9); Chr. Fr. Hirsch, «Von den Vortheilender in den russischen Staaten gebräuchlichen Dampfbäder» (Бамберг, 1816); G. T. Pochhammer, «Russische Dampfbäder als Heilmittel durch Erfolge bewährt. Mit einer kurzen Anweisung zum gebrauche d. rus. Dampfb. von D-r J. G. Schmidt» (Берлин, 1824); Smith, «Om Anweldesen of russiske Dampbade» (1827); Schuck, «Russische Dampfbäder und hidropatische Behandlung in Fällen von Rheumatismus u. Gicht»; C. Engelmann, «Ueber die Wirkungsweise und den diätetischen Werth der in Deutschland allgemeiner werdenden russischer Dampfbäder» (Keнигсберг, 1825); Tolberg, «Ueber Einrichtung, Gebrauch und Wirkung der russischen Dampfbäder» (Магдебург, 1826); Woina-Kurinsky, «De balneis in genere et de balneis rossicis in specie» (Москва, 1826); A. Mayer, «Die orthopädische Heilanstalt und das russische Dampfbad» (Вюрцбург, 1828); Teschke, «Das russische Dampfbad nebst Gebrauchs-Anweisung» (Данциг, 1830); Tönsen, «Russisches Dampfbad und allgemeine Vorschriften, sich desselben zweckmässig zu bedienen» (Киль, 1829); Rast Leopold, «Einige Worte über die wahre Bedeutung des rus. Dampfbades in heilkräftiger Hinsicht» (Лейпц., 1829); Joh. Wendt, «Ueber die Bedeutung und Wirkung der russischen Dampfbäder» (Лейпц., 1830); F. Gauwerky, «Erfahrungen über das russische Dampfbad.» (1831); I. Breuer, «Russische Dampfbäder» (Кельн, 1832); В. Чеботарев, «О вредном влиянии на здоровье детей излишнего употребления русских бань в Пермской губ.» («Друг Здравия», 1835, № 9); G. Baumann, «Das Ptussische Dampfbad» (Гельброн, 1845); P. N. Jorgensen, «Tre Monologer Bouden, det russiska Dampbad» (1846); A. Debay, «Hygiène des baigneurs» (Пар., 1850); П. Страхов, «О русских простонародных парных банях» («Моск. Врачебн. журн.», 1856); Забелин, «О купаньях, ваннах и банях как средствах сохранить здоровье» (Спб., 1856); Franceschi, «De l’utilitédes bains russes perfectionnés» (Спб., 1851); Bartels, «Pathologische Untersuchungen» («Greifswald. med. Beitr.», т. III, 1865); «Nouveau dictionnaire de médecine et de chirurgie prat. dirig. par Jaccoud» (т. IV, Париж, 1866); проф. Спасский, «Краткий очерк врачебных отношений бань» («Военно-Мед. журнал», ч. XXVI, № 1, 1835 и «Друг Здравия», 1835, 44—45); Величковский, «Материал к фармакологии солянокислого хинина» («Сборник работ, произв. в кабинете общей патологии, общ. терапии и диагностики» (изд. проф. В. А. Манассеина, вып. II, Спб., 1877); Як. Як. Стольников, «К вопросу о влиянии лихорадки на дыхательные мышцы и упругую ткань легких» («Сборник проф В. А. Манассеина», вып. II, 1877); H. Засецкий, «О влиянии потения на пищеварительную силу желудочного сока, на его кислотность и на кислотность мочи» («Сбор. проф. Манассеина», вып. III, 1877—1879); H. Засецкий, «О влиянии потения на количественное содержание гемоглобина в крови» («Военно-мед. журн.», 1879); С. Д. Костюрин, «Материалы для учения о русской бане» («Сборн. проф. В. А. Манассеина», вып. III); Kisch, «Bad» («Врач», 1881, 10); В. И. Чугин, «Заметка о русских банях в санитарном отношении» («Врач», 1880, № 35—36); Л. И. Тумас, «О влиянии высокой температуры и потения на выделение лекарства» («Врач», 1880, 14); С. M. Васильев, «Влияние спиртных обтираний на потоотделение» («Врач», 1880., № 13); проф. Тарханов, «Определение массы крови на живом человеке» («Врач», 1880, №№ 41, 46, 48 и 50); H. Златковский, «О влиянии потения и продолжительности молочной диеты на усвояемость азотистых частей коровьего молока кишечником здорового человека» (дисс., Спб., 1881); С. Ю. Фиалковский, «Материалы к вопросу о влиянии бани на здоровый и больной глаз человека» («Врач», 1881, № 9); В. Ф. Штром, «О влиянии русской бани на ушных больных» («Врач», 1882, № 8); В. В. Годлевский, «Maтериалы для учения о русской бане» (дисс., Спб., 1883); М. Г. Курлов, «К вопросу о лечении ожирения горячими ваннами и русской паровой баней» («Врач», 1884, 42); Г. О. Шполянский, «К вопросу о продолжительности пребывания пищи в желудке здоровых и больных людей и о влиянии на эту продолжительность искусственно вызванного потения» (дисс., Спб., 1886); В. Колесинский, «К вопросу о влиянии русской бани на отделение молока у кормилиц» (дисс., Спб., 1887); H. Я. Маковецкий, «К вопросу о влиянии русской бани на азотистый обмен и усвоение жиров и на усвоение азотистых частей пищи у здоровых людей» (дисс., Спб., 1888); В. С. Груздев, «О влиянии потения на свойства желудочного сока и кислотность мочи» («Врач», 1889, № 20); H. A. Сазонов, «О влиянии русской паровой бани на выделение некоторых лекарственных веществ из организма здоровых и больных людей» (дисс., Спб., 1890); А. А. Фадеев, «К учению о русских банях» (дисс., Спб., 1890); С. Груздев, «Минеральный обмен при русской бане» (дисс., Спб., 1890).