Барометр нормальный и барометр дорожный (см. рисунок). — Нормальным барометром называется ртутный барометр, устроенный с особой тщательностью и находящийся постоянно на метеорологической обсерватории. Нормальный барометр Ширина верхней части трубки барометра должна быть не менее 15 мм, шкала должна иметь точные деления, нанесенные при известной температуре, считаемые от конца штифта, приделанного к концу линейки-шкалы, и касающегося поверхности ртути в чашечке. Ныне во многих нормальных барометрах измерителем высоты ртутного столба служит отдельный прибор, снабженный зрительными трубками для малых расстояний (см. Катетометр). Измерения при помощи подвижных колец на трубке, нониусов на шкалах, зрительных трубок, микроскопов, микрометренных винтов, дают расстояния между врхней и нижней поверхностями ртути даже до сотых долей миллиметра, впрочем, более номинально, чем действительно. Пространство над ртутью не должно содержать воздуха ни в малейшем количестве, а потому наполнение барометра ртутью при его приготовлении требует особенных забот. Для этого или кипятят ртуть в трубке в безвоздушном пространстве или в разреженном воздухе, или же наполняют барометр холодной ртутью, причем необходима приделанная к верхней части барометра добавочная трубка, через которую можно всегда выгнать воздух, если б он попал в торричеллиеву пустоту; таков нормальный барометр Д. И. Менделеева и видоизменение его — барометр К. Д. Краевича. Наблюдения высоты барометра состоят в отсчитывании на шкале, установленной вертикально, и в определении температуры по хорошему термометру, который висит рядом с барометренной трубкой. Потом посредством вычисления приводят измеренную высоту к температуре 0°, т. е. определяют, какова бы была высота ртутного столба, если б его температура была 0°. Метеорологи согласились всегда делать такое приведение к нулю для удобства сравнения высот барометра (высот ртутного столба), определенных при разных температурах. Если, наприм., в одном месте высота барометра есть 770 мм при 18,5° (стоградусного или Цельсиева термометра), а в другом 760 мм при 13°, то разность в 10 мм между обеими высотами составит после приведения высот к нулю только 9,3°. Нормальные определения высоты должны быть приведены еще к определенной широте места, к уровню моря; о значении этих приведений — см. Метеорология, Воздух.
Несмотря на сравнительную простоту барометра как инструмента, нормальные барометры разных метеорологических обсерваторий дают показания иногда очень несходные, как то видно из прилагаемой таблички, в которой показано, насколько нормальный барометр главной физической обсерватории в Петербурге отличается от нормальных барометров некоторых главных городов Европы. Сравнения были сделаны приват-доцентом Спб. университета (ныне профессором унив. св. Владимира) в 1887 г. П. И. Броуновом. В бытность свою за границей г. Броунов имел при себе барометр системы Вильда-Фусса, принадлежащий главной физич. обсерв. и тщательно сверенный с нормальным барометром той же обсерватории. Из измерений г-на Броунова оказалось:
Берлинский барометр системы Вильда-Фусса № 76 показывает больше нормального петербургского барометра на 0,02 мм.
Берлинский барометр системы Вильда-Фусса № 248 одинаков с нормальным петербургским.
Гамбургский нормальный барометр показывает меньше петербургского на 0,07 мм.
Гамбургский системы Кеппена-Фусса № 9 больше петербургского на 0,39 мм.
Утрехтский нормальный Беккера — больше петербургского на 0,32 мм.
Брюссельский Тоннело № 941 — меньше петербургского на 0,28 мм.
Парижский Альвернья — меньше петербургского на 0,07 мм.
Севрский (в международном бюро мер и весов) сифонный барометр системы Вильда-Туреттини показывает меньше нормального петербургского на 0,11 мм.
Подобные сравнения барометров, произведенные ранее 1887 г. другими учеными, дают иные разности, из чего приходится заключить, что в состоянии многих нормальных барометров происходят от малоизвестных причин изменения. У нас нормальные барометры главной физической обсерватории в Петербурге, обсерватории в Павловске и в Гельсингфорсе не представляют теперь никакой ощутительной разности в показаниях. См. «Метеорологический Сборник» под редакцией Вильда, том V и VI, и на русском, том I (1890); Д. Менделеева «Об упругости газов» (Спб., 1876 г.).
Барометр дорожный, или переносный, имеет более простое устройство, чем нормальный. У нас в России еще недавно было очень распространено употребление барометра системы петербургского академика Паррота; дорожный барометр должен быть устроен таким образом, чтобы при перевозке его можно было перевернуть верхним концом вниз и носить в футляре на ремне за плечами, причем ртуть его не расплескивается и не бьется в стеклянной трубке, которая без того могла бы разбиться от ее ударов. Этот барометр, как и другой, очень употребительный — системы Фортеня, имеет внизу чашечку для ртути. Проще устроен сифонный барометр, деления которого иногда вырезываются прямо на стеклянной трубке, в каковом случае обходятся без нониуса, конечно, с уменьшением точности измерений. Каждый барометр, назначенный для серьезных целей, должен быть сверен с нормальным до отправления в путешествие и по возвращении из него. Путешественники могут пользоваться и хорошо выверенными анероидами; оценку этого прибора см. в статье Барометрическое нивелирование.
В обществе принято смотреть на барометр как на указателя погоды; но метеорология показывает, что нельзя составить понятие о предстоящей погоде только по движению ртути в барометре (см. Погода). Впрочем, в отношении быстрых перемен погоды, наприм., наступления бурь, барометр приносит большую пользу, в особенности в открытых морях, где перемены происходят правильнее, чем на суше. Морской барометр в сущности не отличается от обыкновенного, только трубка его в одном месте сужена, чтобы препятствовать ртути быстро переливаться, чашечка ртути наглухо закрыта, а чтобы качка корабля не мешала барометру принимать вертикальное положение, надо его подвесить особенным образом (Карданово привешивание).
Барометры, приготовляемые для обыкновенного употребления, имеют надписи: дождь, хорошая погода, буря; то же пишется и на анероидах. Все эти приборы не выверены и обыкновенно достоинства невысокого, но им придают красивый вид.