Больница (рус. госпиталь, лазарет; нем. Krankenhaus, Hospital; франц. Nosocomium, Hôpital, Hôtel Dieu; англ. Hospital, Spital, Infirmary; итал. Ospedale, Spedale). — Правильно устроенные больницы, приспособленные для лечения больных, возникли из странноприимных домов, учреждения которых были выражением акта милосердия. В этих домах обыкновенно находили приют не только больные, но и путешественники, нуждающиеся в некотором отдыхе. Отсюда возникло и старое название hospital, госпиталь, от слова hospes — гость. Особый вид больниц — лазарет, получил свое название от проказы, которая была известна под именем «болезни св. Лазаря». Еще за много столетий до Р. Х. имелись больницы, устроенные буддийскими государями в Кашмире и на ос. Цейлоне. В Древней Греции практиковалось уже правильное лечение больных в так называемых «ятрейях», которые, по словам Галена, представляли собою хорошо освещенные дома, в которых имелось много приспособлений не только для лечения в тесном смысле, но и для производства хирургических операций и т. д. У римлян имелись особые места для лечения больных, так называемые valetudinaria, впервые учрежденные при Траяне в военное время. С появлением христианства начинается правильная забота о больных и неимущих. Во время Крестовых походов возникли рыцарские ордена (иоаннитский и Немецкий), которые во многих местах учредили больницы. К древнейшим больницам в Европе принадлежит госпиталь Hôtel-Dieu в Париже, о котором упоминается еще в 829 г., больница св. Варфоломея в Лондоне (основанная в 1102 году) и больница San-Spirito в Риме, основанная Папою Иннокентием III в 1204 году. В средние века были устраиваемы отдельные дома для прокаженных, посвященные св. Георгию; дома эти были специально предназначены для изолирования и лечения прокаженных; в позднейшие времена, с уничтожением эпидемии проказы, дома эти частью были предназначены для богаделен и частью для больниц. К концу Средних веков во время религиозных и политических смут больницы пришли в страшный упадок; в них происходило чрезмерное накопление различного рода больных на сравнительно незначительном пространстве, отсутствие света, воздуха, нечистота — все это увеличивало в них процент смертности до ужасающих размеров. В прошлом столетии дело призрения больных значительно улучшилось, с настоящего же столетия во всех государствах Европы обращается самое тщательное внимание на больницы, и дело призрения больных сделало везде громадные успехи.
Прежде всего улучшение коснулось системы построек больничных зданий. В настоящее время наилучшими системами построек считается: павильонная, блоки (Bloc System) и барачная, рассчитанные на децентрализацию больных. Но во многих местах существует еще коридорная система, при которой, наоборот, все больные централизованы. Коридорная система построек заключается в следующем: главн. корпус больничного здания состоит из одно— или двухэтажного здания, где помещаются залы для больных, больничные палаты, администрация и экономия больницы. Посреди здания или сбоку имеется по всей длине здания коридор (отсюда и название коридорная система), ведущий во все отделения больницы. — Система эта при постройке новых больничных зданий в настоящее время почти оставлена ввиду того, что она представляет массу неустранимых неудобств. Прежде всего, все отделения больницы находятся под одной крышей; палаты, расположенные недалеко от прачечной или кухни, могут всегда иметь запах дыма и гари; кроме того, световая площадь палат значительно меньше, чем в новых системах; в них только одна сторона имеет окна; остальные нет. Вентиляция палат точно так же несовершенна. При большом накоплении больных такая больница может представить все неблагоприятные условия развития и распространения заразных форм. Вот почему в настоящее время новые больницы строятся только по павильонной или барачной системе.
Примером павильонной постройки может служить больница Ларибуазьер в Париже. Она состоит из целого ряда отдельных павильонов, которые устроены со всеми принадлежностями маленькой больнички. Павильон строится или одноэтажным, или двухэтажным; в каждом павильоне имеется от 10 до 30 кроватей; тут же имеется ванная комната, комната для прислуги и т. д. Все эти отдельные павильоны группируются вокруг главного здания, составляющего как бы центр, в котором помещается администрация больницы. Благодаря такому расположению павильонов достигается полная изоляция больных, одержимых разными заболеваниями; хирургическое отделение отделено от родильного покоя, от отделения инфекционных заболеваний, отделения для душевных болезней и т. д. Павильон, устроенный в несколько этажей и имеющий комнаты для помещения 1—6 больных, называется блоком. К павильонной системе примыкает коттеджная система, практикуемая у англичан, состоящая в следующем: для больных предназначаются маленькие, одиночно разбросанные домики, вмещающие в себе не больше 6 кроватей.
Барачная система считается в настоящее время наилучшей. Барачная система существует еще с прошлого столетия, но развилась она и упрочилась с 1864 года, со времени блистательно выдержанного ею испытания в междоусобную войну американских Соединенных Штатов. Эллерт упоминает о том, что первые постоянные бараки принадлежат России. Еще в 1830 г. бараки у нас применялись для пользования больных Красносельского лагеря. По этой системе больница строится в виде отдельных маленьких бараков, в которых помещается maximum 50—60 человек, причем необходимо, чтобы эти бараки были устроены на достаточном друг от друга расстоянии, чтобы они не имели сношений, чтобы они друг другу не мешали в отношении воздуха и света. Бараки устраиваются друг за другом по линии в виде круга, треугольника, подковы и т. д. Александровская барачная больница С. П. Боткина в С.-Петербурге устроена в две параллельные линии. В обыкновенное время барачная Б. не должна быть устроена больше, чем на 500 человек, или не меньше 100 к. метр. на одну кровать. Бараки образуют только один этаж и представляют здания без подвальных этажей. На концах имеются ванные, клозет, маленькая кухня и помещение для прислуги. Администрация, хозяйственная служба, ледник, покойницкая, аптека — все это помещается в совершенно отдельном здании. Каков бы ни был тип постройки больничного здания, постановка последнего должна обеспечить возможность для солнца со всех сторон освещать павильоны или бараки. С этою целью здания должны быть поставлены по направлению с Ю. В. на С. З. и с С. В. на Ю. З. при достаточном расстоянии одного строения от другого (по крайней мере на двойную высоту каждого из них). Пол, стены и потолок больничного здания имеют в медицинском и санитарном отношениях громадное значение. Пол должен быть или паркетным, или простым, но должен натираться воском. Стены должны быть в архитектурном отношении по возможности более просты; на них не должно быть ни выдающихся углов или украшений, ни колонн, так как увеличение площади стен увеличивает пространство, на которое оседает пыль. Соединение стен с потолком должно быть сделано не под острым углом, а полукругом, чтобы воздух в этих местах не застаивался. Потолок не должен иметь особых украшений и должен быть гладок, чтобы была возможность легко сметать пыль.
Из мебели, имеющейся в палате, самая важная — это больничная койка. Кровати должны быть расположены в два ряда, перпендикулярно к стенкам барака или павильона, и кроме того, каждая койка должна стоять на расстоянии от ½ метра и более от другой. — Кровати должны быть металлические, так как в деревянных легко образуются трещины, быстро наполняющиеся насекомыми. Матрацы должны состоять из пружин, на которых наложен тонкий слой морской травы. Такие кровати можно считать наилучшими в гигиеническом отношении. Матрацы из пуха, перьев, войлока и т. п. материала крайне неудобны, ибо способствуют, благодаря их гигроскопичности, уплотнению миазм. Наилучшими были бы употребляемые в английских больницах так называемые гупперовские матрацы, составляющие каучуковый мешок, наполняемый водою до известной степени упругости. Матрацы эти очень хороши для тяжелых больных, ибо предохраняют от пролежней, но они очень дороги и поэтому не могут получить должного применения.
Кроме кровати, имеется еще деревянный столик, деревянная табуретка, а иногда и кресло, обшитое какою-либо негигроскопическою тканью. Мебель должна быть деревянная, лакированная и легко доступная чистке. Сосуды для собирания мокроты, мочи должны быть всегда чисты и из прозрачного стекла. Ночные стульчаки, помещающиеся в палатах, должны быть соответственного устройства, при котором в окружающую атмосферу не выходят газы и не распространяется запах каловых масс. Клозеты должны содержаться в чистоте, и лучшими из отхожих мест должны считаться водяные клозеты и писсуары. О белье и платье см. Больничное белье и платье. При барачн. больницах легко иметь запасные бараки, которые должны некоторое время стоять пустыми. Если в каком-либо бараке развивается заразная болезнь, легко вывести остальных больных в пустующий барак и тщательно дезинфицировать зараженный. Кроме запасных, желательно иметь бараки для выздоравливающих.
Больницы для лечения и призрения душевнобольных должны быть устроены по общему типу, но в них должны быть приняты специальные меры, чтобы больные беспокойные или буйные не могли бы принести какого-нибудь существенного вреда себе, или другим больным. Для этой цели в больнице для душевнобольных должна быть устроена так назыв. комната для изоляции. Последняя должна быть устроена таким образом: окна должны быть защищены решеткой; пол, потолок и стены должны быть гладки, без уступов. Стены, кроме того, можно обложить слегка податливыми деревянными досками, чтобы больной не мог принести себе существенного вреда при каких-либо покушениях на свою жизнь.
Специальные операционные комнаты или залы устраиваются в настоящее время при соблюдении всех правил антисептики и асептики. Операционная комната располагается обыкновенно недалеко от палат, для большего удобства переноски больных. Операционная комната должна хорошо освещаться. С этой целью, кроме бокового света, устраиваются стеклянные куполы с целью освещения сверху. В этой же комнате помещается: операционный стол, операционный стул, инструменты, перевязки и т. п. Кроме того, в операционную комнату должна быть проведена вода в обильном количестве, как холодная, так и теплая. Способы очистки и дезинфекции операционной в общих чертах те же, как и остальных комнат больничного здания. Часовня и секционная камера должны быть по возможности удалены от главных больничных зданий; при камере должен быть подвал, где хранятся трупы до вскрытия; здесь же должны находиться и все приспособления для анатомического театра.
В России больничное дело приняло особое широкое развитие за последнее десятилетие. Барачные больницы распространены теперь почти везде во всех больших городах: С.-Петербурге, Москве, Харькове, Киеве и т. д. Наиболее совершенными в санитарном отношении надо считать Александровскую барачную больницу С. П. Боткина и Рождественские бараки в С.-Петербурге и больницу Св. Владимира — в Москве.
В военное время является необходимость в подвижных больницах, следующих за армией, и в приспособлениях, каковы санитарные поезда и плавающие лазареты. Кроме подвижных госпиталей и лазаретов, употребляют во время войны обыкновенно палатки, или бараки-палатки, или госпитальные шатры, или кибитки. Палатки имеют разные системы устройств в Англии, Франции, Германии и России и крайне разнообразны по материалу. В Болгарии во время войны 1877—78 г. наши войска с успехом употребляли землянки-палатки. В почве вырывалась 4-угольная яма в 1 ½ аршина глубиною, равная площади нашего обыкновенного госпитального шатра. Последний опускался на глубину вплоть до крыши, причем стенки шатра повсюду прилегали к земле. Землянки эти зимою топились, и температура в них держалась около 10—12° R. Санитарные поезда для перевозки больных по железным дорогам были впервые применены англичанами во время Крымской кампании 1856 г. В настоящее время санитарные поезда вошли во всеобщее употребление, и все государства имеют точные инструкции по их устройству и движению. Кроме специальных вагонов, устроенных для перевозки раненых, имеются еще системы приспособлений, делающие возможным превратить товарные вагоны для эвакуационных целей. Таковы в России системы Залуговского и Завадовского, за границей Мейера и т. д. В вагонах, кроме особо устроенных коек, имеются еще кухня, кладовая, аптека и достаточное число медицинского персонала и прислуги. Госпитали плавающие легко располагаются на барках, плотах, на военных судах и т. д. Эвакуация больных при помощи судов введена в практику сравнительно недавно и нашла себе обширное применение во всех государствах Европы.
Ср. «Real Encyclopedie der Gesammten Heilkunde» (т. VII и XII, стр. 646 и 665, и V, 226); Haeser, «Lehrbuch der Geschichte Medic.» (1875 г. I); «Курс военной гигиены» проф. А. П. Доброславина (т. I, стр. 293 и след.); «Journal des Sciences», 1872 — «Les trains Sanitaires»; Roth und Lex, «Militä rgesund.» (I—VIII); A. Доброславина, «Курс общественного здравоохранения» (ч. I, 1882 года, стр. 401); Virchow, «Uber Lazarette und Baracken»; Gusserow, «Uber Krankenhäuser und Gebäranstalten» (1888); Gruber, «Neuen Krankenhä user» (Йена, 1879); Degen, «Das K. und die Kaserne der Zukunft» (стр. 180, Мюнхен, 1882); Бертенсон, «Барачные лазареты в военное и мирное время» (1874, VIII); Веревкин, «По поводу наших госпиталей» («Медицин. Новости», 1884); Пирогов, «Военно-врачебное дело и частная помощь» 1879; его же, «Отчеты о посещении военно-санитарных учреждений в Германии, Лотарингии и Эльзасе»; Thomas Ewans, «History of the american ambulance etc.»; П. Б-в, «Земляночные помещения, устроенные на средства Красного Креста в С.-Павло в Болгарии, в минувшую войну» («Врач», 1880, № 23); «Медицинские прибавления» к «Морскому сборнику», № 19.