Гипподром (Ίππόδρομος) — у древних греков место конских скачек и состязаний в езде на колесницах; его не должно смешивать со "стадием", местом конкурсов в быстроте бега пешком. Небольшие Г. нередко устраивались при гимназиях, чтобы молодые люди могли упражняться в верховой езде; настоящие, более обширные Г. служили для публичных скачек, происходивших в разных пунктах Эллады во время периодических празднеств. С устройством подобных ристалищ знакомит нас Павзаний: он подробно описывает олимпийский Г., могущий считаться прототипом всех других. Наглядное понятие об этом Г. дает чертеж, представляющий его реставрацию, сделанную археологом Гиртом.
Продолговатое, выровненное пространство (арена) А примыкало одной своей стороной В к довольно крутому склону холма, на котором были устроены ступенями места для зрителей; с противоположной стороны находилась искусственная терраса С, также с местами для зрителей; эта терраса с одного конца изгибалась в виде полукружия D и соединялась посредством него с холмом; в ее середине имелся проход Е. Со стороны, противоположной полукружию, возвышался портик F — сооружение архитектора Агнанта, а впереди портика, на самой арене были помещения G для лошадей и колесниц. В их расположении состояло главное отличие греческого Г. от римского цирка: в последнем они образовывали своим рядом круговой сегмент, здесь же были расположены по двум кривым линиям, сходившимся вместе в виде выступающего вперед острия, и представляли подобие корабельного носа. Такое расположение было придумано архитектором Клеотом и обусловливалось необходимостью дать место возможно большему числу стойл, так как к состязанию допускалось не ограниченное число соперников (12 — у римлян), а сколько угодно. Возницы получали стойла по жребию; но дабы те из них, которым доставались лучшие места (т. е. ближайшие к пункту Н), не имели преимущества перед прочими, соблюдалось следующее правило: перед каждым стойлом была протянута веревка, лишь только давался сигнал к началу скачки, веревки перед самыми дальними стойлами аа одновременно удалялись; когда выехавшие из них колесницы достигали следующих стойл бб,то отворялись и эти последние, и т. д., пока наконец все участвующие в состязании не выстраивались в прямую линию впереди пункта Н, после чего уже начиналась самая скачка. Колесницы мчались вдоль арены, мимо террасы С, и, достигнув полукружия D, поворачивали и продолжали путь по другой половине арены, вдоль террасы В. Место поворота было обозначено, при начале полукружия, столбом I (νύσσα, καμππηρ), от которого шел, по направлению к портику F, барьер J, ограниченный с другого своего конца столбом К со статуей Гипподамии; состоял ли этот барьер из простой насыпи, каменной стенки или колоннады — неизвестно. Пространство между портиком Агнанта и с стойлами представляло род двора (αφεσις), на котором делались приготовления к скачкам; тут помещался временный алтарь с бронзовым орлом, поднимавшимся при помощи особого механизма, на воздух, для оповещения о начале скачки. Другой подобный сигнал, состоявший из бронзового дельфина, опускавшегося на землю, находился в пункте H. На дворе за стойлами, а равно и в других местах Г., стояли алтари или статуи; Посейдона-Гиппия, Геры-Гиппии и др. богов, считавшихся покровителями ристалищ. Длина арены была 1200 фут., ширина — 600 фут. По образцу олимпийского были устроены Г. и в других местах Греции, причем некоторые из них, особенно позднейшие, отличались большей архитектурностью и роскошью сооружения.
В Константинополе состязавшиеся на Г. носили один из четырех цветов: белый, красный, зеленый или голубой. Партии приверженцев различных цветов, постепенно разрастаясь, с Г. перенесли свою деятельность в общественную и политическую жизнь Константинополя. Наиболее многочисленными были партии голубых и зеленых, принимавшие участие даже в возведении на престол и низведении византийских императоров.
В настоящее время словом гипподром, или ипподром, называется место, где производятся испытания лошадей (силы их, скорости, ловкости и т. п.), включая все те постройки и приспособления, которые предназначены для большого удобства и большей точности испытаний. Наиболее важную часть Г. составляют дорожки, назначенные для бега или скачки лошадей. Дорожки эти должны быть различно устроены, смотря по цели, для которой они служат. Для рысистых испытаний дорожка должна быть тверда, шоссирована, но вместе с тем эластична. Узкие колеса беговых дрожек, и, в особенности, американок, не должны оставлять на ней следов, так как это затрудняет движение; необходимо также, чтобы нога лошади имела твердую опору, чтобы сотрясения от ударов ногами о дорожку не передавались вполне костям и связкам ног лошадей, что скоро их портит. Длина дорожки не может быть менее 1000 м; чем она длиннее, тем лучше. В больших Г., где состязаются сразу несколько лошадей, удобнее устраивать несколько дорожек, чтобы состязающиеся не мешали друг другу; так в Московском Г. устроены 3 дорожки. Для скачек нужна более эластичная дорожка, длина для которой не должна быть менее 2000 метров. В хорошо устроенном Г. необходимы следующие постройки: трибуны для зрителей, которые должны быть расположены так, чтобы можно было видеть всю дорожку; помещения для лиц, так или иначе участвующих в состязании, напр. судейская ложа, уборная для переодевания ездоков и т. п., и наконец, помещения для весов и для запряжки или оседлания лошадей. В России значительнейшие Г. находятся в Петербурге, Москве, Варшаве, Киеве, Одессе и Царском Селе. Сравнительно с другими государствами, Россия беднее скаковыми Г., и наоборот, значительно богаче рысистыми. Г. называют также места, где вообще производятся конные упражнения, как, напр., арены в цирках.