ЭСБЕ/22/Поправки и дополнения

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Перейти к навигации Перейти к поиску

Приложения и материалы ЭСБЕ — Дополнения и поправки к XI тому


ДОПОЛНЕНІЯ И ПОПРАВКИ.[править]

Вѣлюнь (Велюнь, Wielun) — уѣздный городъ Калишской губ., близъ прусск. границы; одинъ изъ древнѣйшихъ городовъ Царства Польскаго. Названіе свое городъ, по преданію, получилъ отъ оленя (jelén, jeluń, wieluń), убитаго здѣсь въ 1217 г. Владиславомъ Одоничемъ. Казимиръ Великій окружилъ городъ каменною стѣною и построилъ замокъ, отъ котораго уцѣлѣли ворота в башни. Жит. 5527; главное занятіе ихъ — торговля. Въ окрестностяхъ города разработка известковаго камня. Въ городѣ фабрика земледѣльческихъ орудій. Въ Вѣлюнскомъ уѣздѣ 125899 жит.

Статья о Владимірской станицѣ Земли Войска Донскаго, Перваго Донскаго Округа, включена въ Словарь (т. VI, стр. 636) по ошибкѣ: такой станицы не существуетъ.

Грушевскія антрацитныя копи (т. IX, стр. 814) находятся не въ Первомъ Донскомъ, а въ Черкасскомъ округѣ Области Войска Донскаго.

Гугнинская станица Второго Донскаго округа Области Войска Донскаго (IX, 855) переселена на новое мѣсто и переименована въ Ново-Цымлянскую, а затѣмъ въ Баклановскую станицу, Перваго Донскаго Округа[1].

ТОМЪ VII (къ ст. Вѣтеръ[2]).
Стран. Столб. Строка. Напечатано: Слѣдуетъ читать:
684 2 28 св. p=0,00255 v p=0,00255 v2
»684 » 31 св. p=0,005 v p=0,005 v2
687 2 табличка С. Готардъ 5°,0 С. Готардъ −5,°0[3]
ТОМЪ VIII.
242 2 13 сн. сынъ Авраама родственникъ Авраама
»242 » 16 сн. Лазарь Людвигъ
243 1 13 св. Лазаря Г. Авраама Г.
924 2 9 сн. + 225 + 22°,5
925 2 22 св. фруктозы маннозы
ТОМЪ X.
914 2 21 сн. ЮЗ СВ
ТОМЪ XI.
228 1 5 и 4 сн. Сакеленомъ Жакеленомъ
640 2 11 сн. 32° и 98° в. д. 75° и 118° в. д.

Поправка: Изложенныя на 811 страницѣ, 1 столб. 16—42 стр. снизу права и обязанности инспекторовъ ж. д. перенесены въ настоящее время на управляющихъ ж. д.

Поправка къ картѣ Енисей и Енисейская губ.

На картѣ опущено обозначеніе градусовъ долготъ у концовъ меридіональныхъ линій. Линія черезъ полу-овъ Ялманъ, на В отъ Новой Земли, должна быть обозначена цифрою 70°, а слѣдующая меридіон. линіи вправо (къ В отъ первой) — цифрою 80°, слѣдующая 90° и т. д.; градусы считаются отъ Гринича.


  1. Въ статьѣ «Приазовскаго Края» (1893 г. № 3157), обратившей вниманіе на перечисленныя выше ошибки, указаны и другія неправильности, будто бы встрѣчающіяся въ статьяхъ Словаря о мѣстностяхъ Области Войска Донскаго; но указанія эти не соотвѣтствуютъ дѣйствительности. Такъ, станица Денисовская (т. X, стр. 390), существованіе которой въ Сальскомъ округѣ и вообще въ Области В. Д. авторъ статьи «Приазовскаго Края» вовсе отрицаетъ, показана въ «Памятной книжкѣ Области Войска Донскаго» на 1893—94 г. (стр. 12 статистич. свѣдѣній) въ числѣ станицъ Сальскаго округа. Верхній улусъ (т. VI, стр. 73), вопреки увѣренію автора, до сихъ поръ существуетъ, какъ видно, напр., изъ оффиціальнаго отдѣла Донскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей. 1893 г., № 19, стр. 836. Верхне-Михайловская станица (VI, 64), нынѣшнее названіе которой (Николаевская) отмѣчено и въ Словарѣ, имѣетъ, судя по той же памятной книжкѣ (стр. 3), не 2600 жителей, какъ утверждаетъ «Приазовскій Край», а болѣе 9 тыс. (въ Словарѣ сказано: до 10 тыс.). Жители Гниловской станицы (VIII, 940), по имѣющимся въ редакціи Словаря достовѣрнымъ свѣдѣніямъ, занимаются табаководствомъ, существованіе котораго у нихъ отрицаетъ «Приазовскій Край». Гундоровская станица (IX, 902), населеніе которой Словаремъ опредѣляется въ 16292 ч., а «Приазовскимъ Краемъ» — въ 1200 ч., имѣетъ, по свѣдѣніямъ «Памятной книжки» (стр. 8), 17274 жит.
  2. Одному изъ подписчиковъ. Упомянутая въ статьѣ на стр. 684 работа Ферреля появилась въ «American Meteorological Journal» (т. IV, стр. 178) подъ загл. «Relation of the pressure to the velocity of the wind».
  3. т. е. на 5 град. ниже нуля.