вятый Иаков, сын Зеведеев и брат святаго Евангелиста Иоанна Богослова, был одним из двенадцати Апостолов, избранных Господом в ученики Себе из простых рыбарей. Позванный Иисусом Христом, Иаков, вместе с своим братом, оставил корабль, отца и рыболовные сети и пошел за Христом[1], следуя за Ним всюду, внимая речам Его и видя чудеса, совершаемые Им. И Господь так возлюбил обоих братьев, что одному позволил возлежать на персях Своих[2], а другому (Иакову) обещал дать пить чашу, которую Сам должен был испить[3]. И сами Апостолы так сильно возлюбили Господа своего и показали такую преданность Ему, что хотели низвести на неверующих в Него огонь с неба, чтобы истребить их[4]; и они сделали бы это, если бы Сам милосердый Господь Иисус Христос не воспретил им. Этим двум Апостолам — Иакову Зеведееву и Иоанну, а также Апостолу Петру Господь преимущественно пред всеми другими Апостолами открывал Свои Божественные свойства и Свои тайны, как это было, например, на Фаворе, когда Господь, пожелав показать славу Своего Божества, взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна[5].
После вольного страдания, воскресения и вознесения Господа нашего и по ниспослании Святаго Духа святый Апостол Иаков прошел Испанию и другие страны с проповедью слова Божия. Потом он снова вернулся в Иерусалим и был здесь грозен для иудеев, как гром[6], ибо мужественно и дерзновенно проповедовал Иисуса Христа, говоря, что Он есть истинный Мессия, Спаситель мира. Иаков побеждал в спорах фарисеев[7] и книжников[8], обличая и укоряя их за жестокосердие и неверие. Они же, не будучи в силах противостать ему, за деньги наняли против него некоего волхва, по имени Гермогена, дабы он вступил в прение с Иаковом и посрамил бы его. Но волхв, будучи гордым, не пожелал сам беседовать с Иаковом, а послал своего ученика, по имени Филита, сказав:
— Не только меня самого, но даже и ученика моего Иаков не сможет одолеть в споре.
Филит пришел и беседовал со святым Апостолом Иаковом, но будучи не в состоянии противиться премудрости Духа Святаго, которой был преисполнен Апостол, молчал, как немой, и не мог совершенно открыть своих уст для возражения Апостолу. Познав истину, Филит смирился и, возвратившись к своему учителю-волхву, возвестил ему, что нельзя преодолеть Иакова, который подтверждает слова свои даже чудесами. При сем Филит советовал учителю своему оставить свое мудрование и волхвование и сделаться самому учеником Иакова. Но гордый Гермоген своими чарами призвал бесов и повелел им держать Филита на одном месте связанным так, чтобы он не мог сдвинуться с места, и сказал при этом:
— Посмотрю, как избавит тебя твой Иаков.
Филит же послал тайно к Апостолу известие о том, что он чарами Гермогена связан бесами. Узнав о сем, Апостол послал к нему свое полотенце, сказав, чтобы он взял посланное к нему полотенце и произнес такие слова: гдⷭ҇ь рѣши́тъ ѡ҆кова̑нныѧ, гдⷭ҇ь возво́дитъ низве́ржєнныѧ[9].
Лишь только Филит произнес эти слова, тотчас освободился от невидимых уз, ибо бесы, устрашившись полотенца Апостолова и силы произнесенных слов, оставили Филита и убежали от него. Тогда Филит, посмеясь над Гермогеном, пришел к святому Иакову и, наученный им святой вере, крестился.
Гермоген же, исполнившись сильной ярости и гнева, заклял бесов, служивших ему, привести к нему связанными Иакова и Филита. Но когда бесы приблизились к тому жилищу, в котором обитал святый Иаков с Филитом, тотчас Ангел Господень, по повелению Божию, взял тех бесов и, связав их невидимыми узами, стал их мучить. Бесы же в слух всех восклицали, будучи мучимы силою Божиею:
— Иаков, Апостол Христов, будь милосердым к нам, ибо мы, по повелению Гермогена, пришли связать тебя и Филита, а вот ныне сами крепко связаны и жестоко страдаем.
Святый Иаков сказал бесам:
— Ангел Божий, связавший вас, да разрешит вас от уз, и вы пойдите и приведите ко мне сюда Гермогена, не сделав ему никакого вреда.
Тотчас бесы, разрешенные от уз, пошли к Гермогену и, схвативши его, в мгновение ока поставили связанным пред Апостолом и просили Апостола, чтобы он позволил им отомстить свои обиды на Гермогене.
Апостол же спросил бесов, почему они не связали Филита, как повелел им сделать это Гермоген. Бесы на это отвечали:
— Мы даже и мухи не можем тронуть в твоем дому.
Тогда Апостол сказал Филиту:
— Господь наш повелел за зло воздавать добром, посему и ты освободи Гермогена и избавь его от бесов.
После этого Апостол сказал Гермогену, освобожденному от бесовских уз:
— Господь наш не желает иметь слуг по принуждению, но желает иметь слуг добровольных; посему ты ступай, куда пожелаешь.
Но Гермоген сказал:
— Как только я выйду из твоего дома, меня тотчас убьют бесы, ибо я знаю, как велика их ярость; знаю также, что мне невозможно избавиться от них, если ты не защитишь меня.
Тогда Апостол дал ему в руки свой жезл, который он употреблял в пути. Гермоген пошел с тем жезлом в свой дом и по дороге не претерпел от бесов ничего худого. Познав таким образом силу Христову и увидав немощь бесов, Гермоген собрал все свои волшебные книги, принес их к святому Иакову и, припав к ногам его, воскликнул:
— Истинный раб Истинного Бога, избавляющий от погибели души людей! Помилуй и меня, и прими твоего врага в ученики себе!
Наученный Иаковом святой вере, Гермоген принял Крещение, по повелению Апостола сжег свои волшебные книги и сделался истинным слугою Христовым, так что Именем Иисуса Христа творил чудеса.
Иудеи, видя всё совершившееся, пришли в сильную ярость и уговорили царя Ирода[10] воздвигнуть гонение на Церковь Христову и умертвить Иакова: возложѝ и҆́рѡдъ ца́рь рꙋ́цѣ ѡ҆ѕло́бити нѣ̑кїѧ и҆̀же ѿ це́ркве. Оу҆би́ же і҆а́кѡва бра́та і҆ѡа́ннова мече́мъ. и҆ ви́дѣвъ, ꙗ҆́кѡ го́дѣ (угодно) є҆́сть і҆ꙋде́ємъ, приложѝ ꙗ҆́ти и҆ петра̀, є҆го́же и҆ всадѝ въ темни́цꙋ[11].
Евсевий[12], епископ Кесарии Палестинской, повествуя о святом Иакове, пишет, что когда он был осужден Иродом на смерть, некий человек, по имени Иосия, один из донесших Ироду на Апостола, видя мужество и дерзновение святаго Иакова и уразумев невинность и святость его, а также истину сказанных им слов (о пришествии Мессии-Христа), уверовал во Христа и сделался исповедником Христовым. Тотчас и он, вместе со святым Апостолом Иаковом, был осужден на смерть. Когда они вместе шли на место казни, то на пути встретили расслабленного, лежащего при дороге, и святый Апостол исцелил его. Когда же они приклонили свои головы на усечение, Иосия молил святаго Иакова, дабы он простил ему грех, соделанный им по неведению, — простил ему, что он донес на него царю. Апостол, обняв и облобызав его, сказал ему: «мир с тобою», — и оба они, преклонив свои головы на усечение, вместе скончались[13].
После усекновения их ученики святаго Апостола Иакова, взяв тело его, по Божественному изволению отнесли его в Испанию[14], где и до ныне подаются от гроба его исцеления болящим и совершаются чудеса во славу Христа Бога, со Отцем и Святым Духом всею тварию прославляемого во веки. Аминь.
А҆пⷭ҇лъ хрⷭ҇то́въ бы́лъ є҆сѝ и҆збра́нный, и҆ бг҃осло́вꙋ возлю́бленномꙋ бра́тъ є҆диноро́дный, всехва́льне і҆а́кѡве: пою́щым тѧ̀ грѣхѡ́въ ѡ҆ставле́нїе и҆спросѝ, и҆ дꙋша́мъ на́шымъ ве́лїю млⷭ҇ть.
Гла́съ бж҃е́ственный слы́шавъ призыва́ющъ тѧ̀, любо́вь ѻ҆тца̀ презрѣ́лъ є҆сѝ, и҆ прите́клъ є҆сѝ хрⷭ҇тꙋ̀ і҆а́кѡве, съ сро́дникѡмъ твои̑мъ сла́вне: съ ни́мже сподо́билсѧ є҆сѝ ви́дѣти гдⷭ҇не бж҃е́ственное преѡбраже́нїе.
вятый Донат жил в царствование благочестивого императора Феодосия Великого[15] и был епископом в городе Эврии, находившемся в древнем Эпире[16]. Близ сего города было место, называемое Сориа, на котором находился источник воды; если кто-либо пил из этого источника воду, то тотчас умирал в жестоких мучениях. Святый епископ Донат, узнав об этом, пошел к тому источнику со своими клириками.
Когда он уже был около источника, послышался сильный гром, и из источника вышел большой и страшный змей. Змей направился к угоднику Божию и старался своим хвостом ударить по ногам мула, на котором ехал святитель. Тогда епископ Донат бичом, которым погонял своего мула, ударил приближающегося змея по хребту, и тотчас змей умер. Бывшие же при епископе клирики и народ, увидав такое чудо, собрали дрова и, разложив большой костер, сожгли на нем змея, чтобы его труп не стал гнить и не отравил бы воздух ядом, тем более, что змей тот был весьма велик; но воды из того источника всё же никто не осмеливался пить. Тогда святый Донат, помолившись, благословил источник и сначала сам почерпнул воду и выпил ее, а затем и всем повелел пить ее без опасения. Все люди после сего пили воду, не сделав себе никакого вреда и, прославив Бога, возвратились в жилища свои.
Однажды святому Донату случилось быть в одном каменистом и безводном месте, и он, видя, что находившиеся около него люди от сильного зноя изнемогали от жажды, выкопал небольшой ров своими руками и помолился к Богу о ниспослании воды. Тотчас потек источник воды, и доныне источающий обильную воду.
В другой раз святый Донат молитвою своею низвел воду с неба. Во время бездождия и сильной оттого засухи, он помолился ко Господу, и тотчас пошел сильный дождь, который и напитал землю, так что в том году был обильный урожай плодов, по молитвам святаго.
Случилось, что дочь императора Феодосия весьма сильно заболела, будучи мучима нечистым духом. Царь и царица были в сильной печали по причине болезни своей дочери, так как она была у них единственною дочерью. В это время они узнали о том, что епископ Донат творит чудеса. Тотчас император послал в Эпир повеление, чтобы к нему пришли все епископы той страны для благословения его. Когда эпирские епископы прибыли в Константинополь[17], царь с честью и ласкою принял их и спросил:
— Кто из вас епископ Донат, который бичом умертвил змея, извел из каменистой почвы воду и испросил у Бога дождь с неба?
Царю указали на святаго Доната. Царь облобызал его и повел к царице, и они оба, припав к ногам святаго, умоляли его помочь им, говоря:
— Божий угодник! Окажи нам милость: мы имеем одну дочь, и она жестоко страдает, мучимая бесом. Мы сильно скорбим о ней; приводили к ней многих врачей и священников, и никто не мог помочь ей. Поэтому мы, услышав о великой благодати Божией, обитающей в тебе, осмелились просить тебя придти сюда, дабы ты изгнал из нашей дочери беса молитвами твоими, действенными пред Богом. Если ты исцелишь нашу дочь, то получишь себе половину ее имущества.
Святый так ответил на просьбу царя с царицей:
— Где отроковица? Покажите мне ее.
Доната привели к отроковице. Тотчас бес, не стерпев присутствия угодника Божия, вскричал и, повергнув отроковицу на землю, вышел из нее; с этого времени отроковица стала здоровою. Царь и царица весьма обрадовались выздоровлению дочери, предлагали святому большие дары, но он не пожелал ничего взять из предложенного ему. Видя же благонравие и благоверие императорской четы, молил их, чтобы ему было отдано в его епископии одно место, находящееся близ села, называемого Омфалия, дабы на том месте он мог построить церковь. Царь тотчас исполнил просьбу святаго и закрепил свой дар своею царскою грамотою.
В то время как святый был в Константинополе, случилось, что здесь умер некий человек, имевший заимодавца, которому он не отдал долга. Когда его несли на погребение, то заимодавец его, имея расписку умершего, удерживал гроб и не допускал погребсти умершего до тех пор, пока ему не будет отдан долг, который составлял двести золотых монет. Святый Донат, бывший в это время около дома сего умершего, услышав вопли и сильный шум, происходивший от большого стечения народа, сказал прибывшим с ним епископам:
— Пойдем и упросим заимодавца, чтобы он дозволил предать погребению тело умершего своего должника.
Но епископы не согласились пойти.
Тогда Донат пошел один. Когда вдова умершего увидала святаго, то, припав к ногам его, молила его со слезами:
— Умилосердись надо мной, человек Божий, так как я впала в двоякую беду: лишилась мужа и не могу похоронить тела его, ибо в этом препятствует мне заимодавец. Уговори его, святый человек, чтобы он позволил мне предать земле тело умершего.
Святый спросил женщину:
— Действительно ли известно за достоверное, что твой муж должен сему человеку?
Женщина отвечала:
— Господин мой! За несколько дней до сего времени мой муж сказал мне, что он уже отдал свой долг, но только расписка его осталась у заимодавца.
Тогда святитель Христов сказал заимодавцу:
— Дозволь, чадо, предать погребению тело умершего; долг же твой после тебе будет отдан.
Но заимодавец, будучи жестоким и несправедливым человеком, не только не послушал святаго, но еще и бранил его.
Тогда святый епископ, приступив к одру, на котором лежал умерший, и коснувшись своею рукою мертвеца, громко воззвал к нему:
— Слушай меня, человек!
Тотчас мертвый ожил и, открыв глаза свои, произнес:
— Вот я, владыко!
Святый сказал ему:
— Встань и скажи нам, как поступить с твоим заимодавцем, который не дозволяет предать тебя погребению, говоря, что ты не отдал ему долга, на который он имеет у себя твою расписку.
Мертвец поднялся и сел к великому ужасу всех, присутствовавших при сем удивительном зрелище. Взглянув грозно на своего заимодавца, мертвец стал укорять его за обман и уличил его во лжи, сказав, когда и на каком месте он отдал ему двести златниц долга. Заимодавец, не зная, что возразить ему, стоял, трепеща, и молчал, как немой. Оживший же человек требовал от заимодавца свою расписку. Получив ее, он разорвал ее, сидя на одре. Затем, посмотрев на святителя, он сказал ему:
— Хорошо сделал ты, праведник, что пробудил меня для обличения сего грешника; повели теперь мне снова уснуть.
Святый Донат сказал ему:
— Иди с миром в покой, чадо, ибо ты получил обратно свою расписку.
И тотчас тот муж снова почил сном смерти. Все видевшие сие удивительное чудо и слышавшие о том от других, с великою радостью прославили Бога, удивляясь силе добродетели угодника Божия.
Во время пребывание святаго Доната в Константинополе, случилось бездождие, и вследствие сего великая засуха. По просьбе царя святый вышел за город и совершил литию[18], умоляя Бога послать необходимый для высохшей земли дождь. Тотчас после молитвы Доната пролился столь великий дождь, что весь народ говорил:
— Это — второй потоп.
Император Феодосий боялся за святаго епископа Доната, как бы он не измок сильно, стоя под таким великим дождем, ибо он был в одной только ризе. Когда же святый Донат возвратился после совершение литии в царский дворец, то все видели, что одежды на нем были совершенно сухими и не имели ни малейшего следа влаги, ибо ни одна капля дождя не коснулась их.
Все весьма дивились этому чуду. Император же весьма радовался, видя славные дела святаго угодника Божия, и благодарил Бога за то, что Он во время его царствования послал такого светильника миру, сего предивного чудотворца.
После многочисленных бесед с угодником и по принятии от него благословения, царь отпустил его к своей пастве. При этом Феодосий дал святому Донату много денег для построения и украшения новой церкви, которую святый хотел построить на вышеупомянутом, испрошенном у царя, месте.
Вернувшись в свою епископию, блаженный Донат на царский дар выстроил прекрасную церковь, где приготовил место для своего погребения. Достигнув глубокой старости, он отошел ко Господу[19], дабы предстоять пред Ним в сонме святых иерархов и вечно прославлять Отца, и Сына, и Святаго Духа — Единого Бога, в Троице прославляемого всеми святыми во веки. Аминь.
- ↑ Еванг. от Матф., гл. 4, ст. 21—22.
- ↑ Еванг. от Иоан., гл. 13, ст. 23.
- ↑ Еванг. от Матф., гл. 20, ст. 22—23.
- ↑ Еванг. от Луки, гл. 9, ст. 54.
- ↑ Еванг. от Матф., гл. 17, ст. 1 и след.
- ↑ Еванг. от Марка, гл. 3, ст. 17.
- ↑ Фарисеи — религиозная секта, возникшая в Палестине за два или за три века до Р. Хр. Своею целию секта поставила точное, доходившее часто до мелочности и скрупулезности, соблюдение всех обрядовых предписаний закона Моисеева.
- ↑ Книжник (γραμματεὺς) — народный учитель, раввин.
- ↑ Псал. 145, ст. 7—8.
- ↑ Здесь разумеется Ирод Агриппа I, сын Аристовула и внук Ирода Великого, управлявший Иудеею с 40 г. по 44 г.
- ↑ Деян. Ап., гл. 12, ст. 1—4.
- ↑ Евсевий Памфил — знаменитейший церковный историк, живший с 263 г. по 340 г. Его «Церковная История» доведена до 324 г.
- ↑ Кончина святаго Апостола Иакова последовала ок. 42 г.
- ↑ Мощи святаго Апостола Иакова в настоящее время находятся в Компостелле — главном городе испанского королевства Галиции; они были принесены сюда в нач. IX в.
- ↑ Феодосий I-ый Великий — император Римский, царствовал с 379 г. по 395 г.
- ↑ Словом «Эпир» — греки первоначально обозначали вообще материк (сушу), в противоположность островам; в частности этим именем жители западных греческих островов (морей Ионийского и Адриатического) называли противолежащий берег Эллады, до входа в Коринфский пролив. Впоследствии границы Эпира сузились, и именем Эпира стали обозначать область, смежную на севере — с Иллирией, на востоке — с Фессалией, на юге — с Этолией и Акарнанией.
- ↑ Константинополь — столица Византийской империи. Константинополь был основан с именем «Византии» мегарянами в 658 г. до Р. Хр. на европейской стороне Босфорского пролива, соединяющего Черное море с Мраморным. Господствующее положение на море и благоприятно сложившиеся исторические условия создали из Византии замечательный в древности центр как торговой, так и вообще культурной жизни. В церковной истории Константинополь известен как место нескольких Вселенских и многих Поместных Соборов.
- ↑ Лития (λιτὴ) — всенародное моление, совершаемое обыкновенно или в притворе храма или вне его (на площадях, полях).
- ↑ Кончина святаго Доната последовала около 387 г.