Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/141

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана


Проходитъ минута, другая, а Карадагъ все молчитъ. Между тѣмъ, очередь дошла и до Араба: онъ также затрещалъ и загромыхалъ.

Великій Князь прислалъ нѣсколькихъ своихъ адъютантовъ въ распоряженіе корпуснаго командира, чтобы черезъ нихъ можно было почаще посылать къ нему извѣстія о ходѣ дѣлъ. Прежде чѣмъ донести главнокомандующему о томъ или другомъ нашемъ успѣхѣ, корпусный командиръ всегда посылалъ кого нибудь удостовѣриться на мѣстѣ въ положеніи дѣлъ или узнать у ген. Лазарева. Такимъ образомъ извѣстіе о взятіи Карадага могло быть послано не ранѣе, какъ черезъ два часа, когда не оставалось уже никакого сомнѣнія. Фортъ этотъ былъ взятъ тѣми же Кутаисцами, которые взяли и Хафизъ: имъ это было ближе всѣхъ и дорогу они уже знали.

Теперь уже никто не сомнѣвается, что побѣда наша: съ паденіемъ Карадага не могли уже держаться ни Чимъ, ни цитадель, ни Арабъ, а разъ, что городъ и доступы къ водѣ будутъ въ нашихъ рукахъ — паденіе лѣвыхъ фортовъ дѣлается лишь вопросомъ времени.

Прежде чѣмъ разсказать конецъ дѣла, достойно увѣнчавшій штурмъ Карса — я разумѣю взятіе въ плѣнъ нашею кавалеріею 10.000 чел. турецкой пѣхоты — необходимо возвратиться немного назадъ и хотя бы въ легкомъ очеркѣ набросать ходъ дѣйствій въ колоннѣ Роопа, гдѣ такъ молодецки велась Комаровымъ демонстрація.

Отрядъ Роопа состоялъ изъ: 3-хъ батальоновъ Ростовцевъ, 2 бат. Несвижцевъ, 3 бат. Пятигорцевъ, 3 бат. Кубанцевъ, 1 бат. стрѣлковъ, 1 рота саперъ — всего же пѣхоты 12 батальона. Затѣмъ 4 батареи или 36 орудій и 14 эскадроновъ и сотенъ кавалеріи князя Шербатова.

Всѣ эти войска подраздѣлены были на двѣ группы: правая, подъ начальствомъ Комарова, должна была взять Сувари и Чимъ, демонстрируя противъ Токмаса и Тика, чтобы они не мѣшали брать Чимъ; а лѣвая, подъ начальствомъ полк. Черемисинова, должна была демонстрировать противъ Лазъ-Тепеси и Шорахскимъ укрѣпленій, чтобы не дать имъ возможности мѣшать правымъ колоннамъ.

Войска правой группы были раздѣлены на 3 колонны: правая, подъ командою полк. князя Меликова, состояла изъ 2-хъ батал. Кубанцевъ и 4-го Кавк. стрѣлк. батальона. Она собиралась южнѣе дер. Татлиджи и шла на Сувари. Средняя, подъ командою полк. Бучкіева, изъ 3-хъ батальоновъ Пятигорцевъ, — собиралась тамъ-же и шла на Чимъ. Лѣвая, подъ командою подполк. Сташевича, изъ 3-хъ батал. Ростовцевъ при 8 орудіяхъ, собиралась въ Тадлитжи, брала «во что бы то ни стало» гору Муху и затѣмъ демонстрировала самымъ энергичнымъ образомъ противъ Токмаса и Тикъ-Табіи.

Тот же текст в современной орфографии

Проходит минута, другая, а Карадаг все молчит. Между тем очередь дошла и до Араба: он также затрещал и загромыхал.

Великий князь прислал нескольких своих адъютантов в распоряжение корпусного командира, чтобы через них можно было почаще посылать к нему известия о ходе дел. Прежде чем донести главнокомандующему о том или другом нашем успехе, корпусный командир всегда посылал кого-нибудь удостовериться на месте в положении дел или узнать у генерала Лазарева. Таким образом, известие о взятии Карадага могло быть послано не ранее как через два часа, когда не оставалось уже никакого сомнения. Форт этот был взят теми же кутаисцами, которые взяли и Хафиз: им это было ближе всех и дорогу они уже знали.

Теперь уже никто не сомневается, что победа наша: с падением Карадага не могли уже держаться ни Чим, ни цитадель, ни Араб, а раз, что город и доступы к воде будут в наших руках, падение левых фортов делается лишь вопросом времени.

Прежде чем рассказать конец дела, достойно увенчавший штурм Карса — я разумею взятие в плен нашею кавалериею десяти тысяч человек турецкой пехоты — необходимо возвратиться немного назад и хотя бы в легком очерке набросать ход действий в колонне Роопа, где так молодецки велась Комаровым демонстрация.

Отряд Роопа состоял из: трех батальонов ростовцев, двух с половиной батальонов несвижцев, трех батальонов пятигорцев, трех батальонов кубанцев, одного батальона стрелков, одной роты сапер, — всего же пехоты двенадцать и три четверти батальона. Затем четыре с половиной батареи или тридцать шесть орудий и четырнадцать эскадронов и сотен кавалерии князя Шербатова.

Все эти войска подразделены были на две группы: правая, под начальством Комарова, должна была взять Сувари и Чим, демонстрируя против Токмаса и Тика, чтобы они не мешали брать Чим; а левая, под начальством полковника Черемисинова, должна была демонстрировать против Лаз-Тепеси и Шорахских укреплений, чтобы не дать им возможности мешать правым колоннам.

Войска правой группы были разделены на три колонны: правая, под командою полковника князя Меликова, состояла из двух батальонов кубанцев и 4-го Кавказского стрелкового батальона. Она собиралась южнее деревни Татлиджи и шла на Сувари. Средняя, под командою полковника Бучкиева, из трех батальонов пятигорцев, собиралась там же и шла на Чим. Левая, под командою подполковника Сташевича, из трех батальонов ростовцев при восьми орудиях, собиралась в Тадлитжи, брала «во что бы то ни стало» гору Муху и затем демонстрировала самым энергичным образом против Токмаса и Тик-Табии.