Страница:Geroi i dejateli russko tureckoj vojni 1877 1878.pdf/148

Материал из Викитеки — свободной библиотеки
Эта страница была вычитана

нанта Пущица, въ серединѣ катеръ «Чесма» — командиръ лейтенантъ Зацареный; на лѣвомъ флангѣ катеръ № 2-ой, подъ командою лейтенанта Рождественскаго. Открывъ у входа въ Сулинское гирло четыре турецкія судна, изъ которыхъ три были броненосцы подъ парами, катеры смѣло двинулись имъ на встрѣчу: общаго плана дѣйствій не было, а потому каждый начальникъ катера дѣйствовалъ по собственному усмотрѣнію.

Первымъ встрѣтился съ броненосцемъ катеръ Рождественскаго, который смѣло атакавалъ турецкое судно, стоявшее въ глубинѣ гирла, шестовою миною; отъ удара произошелъ взрывъ, но какіе послѣдовали результаты достовѣрно неизвѣстно. При самомъ столкновеніи, катеръ наткнулся на бонъ изъ бревенъ, окружавшій мониторъ, повредившій на катерѣ киль и руль. Понятно, подвести электрическую мину съ катера «Чесма» не удалось, такъ какъ проволоки запутались въ винтѣ и мина дала осѣчку. По словамъ лаконическаго офиціальнаго донесенія, слышенъ былъ еще второй взрывъ, вѣроятно, сдѣланный по тому же броненосцу катеромъ Пущина, но каковы его были результаты неизвѣстно, также какъ неизвѣстна были въ началѣ и участь самаго катера Пущина. Потомъ уже оказалось, что лейтенантъ Пущинъ наткнулся на бонъ, катеръ разбило и какъ матросы, такъ и командиръ ихъ были вынуты изъ воды и попали въ плѣнъ.

Подходя къ броненосцу, катеръ Рождественскаго былъ окликнутъ турецкими часовыми, на разстояніи 15-ти сажень; по среди экипажа катера никто не зналъ по турецки и не могъ дать никакого отзыва. Ружейная и картечная пальба была немедленна открыта съ атакованнаго монитора. Нѣсколько картечныхъ пуль попало какъ въ катеръ Рождественскаго, такъ и въ катеръ Зацареннаго, на которомъ былъ контуженъ одинъ матросъ. Выйдя изъ подъ выстрѣловъ непріятеля Рождественскій остановилъ машину и сталъ поджидать катера Пущина; простоявъ такимъ образомъ нѣсколько минутъ, и замѣтивъ, что на него идетъ непріятельскій пароходъ, открывшій по насъ огонь, Рождественскій приказалъ дать полный ходъ машинѣ и снова увидѣлъ себя въ большой опасности, такъ какъ паръ упалъ и турецкій пароходъ сталъ замѣтно догонять катеръ; но это продолжалась недолго; вмѣстѣ съ топливомъ, въ топку подбросили паклю съ саломъ и вскорѣ катеръ быстро удалился въ море.

Вечеромъ, 29-го мая, пароходъ «Константинъ» вернулся въ Одессу, проведя благополучно свои катеры и катеръ Рождественскаго. По разсказамъ, пароходь «Константинъ» самъ едва не сдѣлался добычею турокъ: онъ приткнулся было къ мели, вблизи Сулинскаго маяка, и только послѣ пяти часовыхъ усилій ему удалось сойти съ нея, выбросивши значительную часть угля. Катеръ Рождественскаго былъ поврежденъ, вслѣдствіе

Тот же текст в современной орфографии

нанта Пущица, в середине катер «Чесма», командир лейтенант Зацареный; на левом фланге катер № 2-й под командою лейтенанта Рождественского. Открыв у входа в Сулинское гирло четыре турецкие судна, из которых три были броненосцы под парами, катера смело двинулись им навстречу: общего плана действий не было, а потому каждый начальник катера действовал по собственному усмотрению.

Первым встретился с броненосцем катер Рождественского, который смело атаковал турецкое судно, стоявшее в глубине гирла, шестовою миною; от удара произошел взрыв, но какие последовали результаты достоверно неизвестно. При самом столкновении катер наткнулся на бон из бревен, окружавший монитор, повредивший на катере киль и руль. Понятно, подвести электрическую мину с катера «Чесма» не удалось, так как проволоки запутались в винте и мина дала осечку. По словам лаконического официального донесения, слышен был еще второй взрыв, вероятно, сделанный по тому же броненосцу катером Пущина, но каковы его были результаты неизвестно, так же как неизвестна была вначале и участь самого катера Пущина. Потом уже оказалось, что лейтенант Пущин наткнулся на бон, катер разбило и как матросы, так и командир их были вынуты из воды и попали в плен.

Подходя к броненосцу, катер Рождественского был окликнут турецкими часовыми, на расстоянии пятнадцати сажен; посреди экипажа катера никто не знал по-турецки и не мог дать никакого отзыва. Ружейная и картечная пальба была немедленно открыта с атакованного монитора. Несколько картечных пуль попало как в катер Рождественского, так и в катер Зацаренного, на котором был контужен один матрос. Выйдя из-под выстрелов неприятеля, Рождественский остановил машину и стал поджидать катера Пущина; простояв таким образом несколько минут и заметив, что на него идет неприятельский пароход, открывший по нам огонь, Рождественский приказал дать полный ход машине и снова увидел себя в большой опасности, так как пар упал и турецкий пароход стал заметно догонять катер; но это продолжалась недолго; вместе с топливом в топку подбросили паклю с салом и вскоре катер быстро удалился в море.

Вечером 29 мая пароход «Константин» вернулся в Одессу, проведя благополучно свои катера и катер Рождественского. По рассказам, пароход «Константин» сам едва не сделался добычею турок: он приткнулся было к мели вблизи Сулинского маяка, и только после пятичасовых усилий ему удалось сойти с нее, выбросивши значительную часть угля. Катер Рождественского был поврежден, вследствие